Предлагайте открытые задачи, заведите с учениками «дневники размышлений» и коробку для обратной связи. Превращайте любую проблему в ресурс для генерации новых идей.
Замедляйте темп
Не поддавайтесь соблазну спросить первого, кто поднял руку. Подождите хотя бы 3-5 секунд после того, как задали вопрос, и, вероятнее всего, желающих ответить будет больше. Если вопрос действительно сложный и требует времени на обдумывание – подождите еще. Чтобы избежать неловкой паузы, можно сказать: «У вас есть 10 секунд, чтобы подумать» или «Мне нужно минимум 10 желающих ответить прежде, чем мы услышим верное решение».
Придумайте «вопрос дня»
Да, придумайте и поместите его на доску. Это должен быть вопрос или задание с различными вариантами выполнения. Пусть ученики запишут свои ответы в так называемые «дневники размышлений» (кстати, было бы неплохо из завести). В конце дня вместе обсудите проделанную работу.
Соорудите коробку для обратной связи
Напишите вопрос на доске, предложите ученикам подумать над его различными решениями и объяснить свои соображения. Ответы попросите положить в специально подготовленную вами коробку. Доставайте записи и по очереди их зачитывайте. За первый вытянутый из коробки ответ можно вручить приз – например, освободить автора от домашней работы на один день. Или поощрить так всех, кто наиболее творчески подошел к заданию.
Разделите их на «два лагеря»
Зачитайте утверждение, на которое существует две полярные точки зрения. Спросите: «Вы согласны или не согласны с автором? Почему?». Тех, кто согласен, попросите встать в одну часть класса, а тех, кто нет – в другую. Инициируйте дискуссию. Если у кого-то в процессе обсуждения точка зрения изменилась – добро пожаловать на противоположную сторону.
Спросите «почему?» пять раз
Используйте технику «пяти почему» для решения актуальных вопросов в классе. Например, ученики показали плохие результаты по итогам проверочной работы. Спросите: «Почему так получилось?». А потом – «Почему мы плохо усвоили материал?». Затем – «Почему у нас было мало времени на изучение материала?». Смысл в том, чтобы через пять вопросов найти решение для возникшей проблемы.
Организуйте ролевую игру
Поиграйте вместе. Напишите сценарий, вообразите, что пытаетесь понять – почему провалился важный эксперимент. Устройте мозговой штурм, разработайте план спасения – блестяще решите задачу.
Используйте технику «автостоп»
Если в классе у вас висит доска для объявлений – пробковая или магнитная – временно превратите ее в инструмент развития критического мышления. Разместите по центру карточку с проблемной задачей, а прямо под ней – две карточки с разными вариантами поиска решений. Попросите учеников продолжить размышления и прикрепить свои карточки под вашими. Каждое следующее решение должно основываться на предыдущем. Так дети попробуют развивать идеи друг друга, «подхватывать» уже существующие предложения и разрабатывать на их основе новые.
«Разверните» ситуацию
Ребенок пришел с невыполненным домашним заданием. Предложите ему подумать, какую пользу можно извлечь из этого. Возможно, одной из идей будет внести изменения в распорядок дня…
Приобретите «карман для карточек»
А может, он у вас уже есть? Такой большой подвесной карман с множеством отсеков, куда можно вставлять разные картинки (полезная штука – особенно для начальной и средней школы). Туда, например, можно вставить карточки с заданиями, разработанные согласно «Таксономии образовательных целей» Бенджамина Блума (помните такую?). Предложите ученикам вытащить задание из любого уровня когнитивной пирамиды, записать решение в «дневниках размышлений» или представить устно.
Попробуйте формат «вопрос-ответ»
Отличный способ проверить, как продвинулись ваши ученики в совершенствовании навыка критического мышления – организовать сессию «вопрос-ответ». Поработайте с каждым ребенком отдельно или разделите класс на небольшие группы. Подготовьте побольше несложных вопросов, работайте в быстром темпе, чтобы оценить, как дети справляются с простыми заданиями. Делайте заметки – они помогут вам при разработке более сложных.
ОРИГИНАЛ СТАТЬИ https://www.weareteachers.com/10-tips-for-teaching-kids-to-be-awesome-critical-thinkers/
Применяем
неужели всё применяете?