kz ru en

Авторизация


Технология интерактивного обучения

Единой целью различных методов обучения и типов уроков является усвоение знаний учащимися. При этом поощряется внедрение новшеств, таким образом, чтобы они гармонично вписывались в уже устоявшуюся структуру урока. Модели обучения разделяются на пассивную, активную, интерактивную.

Применение интерактивной модели

Целью интерактивной модели является организация комфортных условий обучения, когда все ученики активно взаимодействуют между собой. При организации интерактивного обучения моделируют жизненные ситуации, используют ролевые игры, вопросы решают, основываясь на анализ ситуации и обстоятельств. Поэтому структура интерактивного урока значительно отличается от структуры обычного, а значит, требует опыта и профессионализма преподавателя. Структура урока строится на элементах интерактивной модели обучения – интерактивных технологиях, которые делают урок интересным, насыщенным.

Допустимо применение интерактивной работы на уроках, где проходит усвоение изложенного нового материала, на уроках, где применяются знания, на специальных уроках, в качестве обобщения или опроса. На начальных этапах обучения достаточно эффективна работа в парах. Ее огромным плюсом является возможность высказаться каждому ребенку, осуществить обмен собственными идеями с партнером, а затем озвучить их всему классу, и самое главное – в работу будет вовлечен каждый ученик.

Основными требованиями, обеспечивающими успешность обучения с использованием интерактивной технологии, являются:

Позитивная взаимосвязь, при которой присутствует понимание всеми членами группы того, что общая учебная деятельность будет приносить пользу каждому ученику.

Непосредственное взаимодействие, при котором все члены группы находятся друг с другом в тесном контакте.

Индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик должен изучить предлагаемый материал и нести ответственность за помощь остальным (более способные ученики не выполняют чужую работу).

Развитие навыков совместной работы, то есть ученики осваивают навыки межличностных отношений, которые необходимы для успешной работы (планирование, распределение, расспрашивание).

Оценка работы, при которой выделяется специальное время, когда группа оценивает успешность своей работы.

Внедрение интерактивной модели на уроке

Интерактивные технологии позволяют слушателям в учебно-игровом поле проиграть различные личностные и должностные роли, освоить их при создании будущей модели человеческого взаимодействия в производственной ситуации. При применении в обучении интерактивных технологий ученик максимально приближен к условиям учебного материала, включается в изучаемую ситуацию, побуждается к активным действиям, переживает состояние успеха и мотивирует свое поведение.

В рамках урока интерактивную модель можно внедрить при помощи следующих интерактивных технологий:

Работы в небольших группах – по 2,3,4 человека.

Упражнение «Карусель». Учеников разделяют на две равные группы, одна из которых является внутренним кругом, а другая – внешним. При этом ученики сидят лицом к  членам другого круга, образуя с ними пары. Учитель задает тему для обсуждения и роли, к примеру, внешний круг учеников – слушатели, которые могут задавать уточняющие вопросы, а внутренний круг – рассказчики, отвечающие на вопросы. Каждые 2 минуты учитель дает команду, и внешний круг сдвигается на одного человека в сторону, тем самым меняя пары, при этом члены кругов между собой меняют и роли. Таким способом можно обсуждать не более 3 тем за один раз, и обязательно, чтобы они имели положительную направленность, например достижения учеников.

Лекции с проблемным изложением, при которых моделируется проблемная для учеников ситуация, и предполагается, что они найдут новый способ ее решения, поскольку используя ему известный, решить ситуацию ученик не может.

Урок-семинар (дебаты, дискуссия).

Эвристическая беседа, при которой учитель не сообщает ученикам готовые знания, а правильно поставленными вопросами позволяет им на основе уже имеющихся умений и знаний подойти к новым понятиям.

Урок-конференция.

Деловая игра.

Урок с использованием мультимедийных средств.

Технология моделирования.

Технология полноценного сотрудничества.

Интерактивная игра

Одной из наиболее продуктивных педагогических технологий является интерактивная игра, которая создает оптимальные условия для самореализации, развития учеников. Ее целью является изменить и улучшить модели деятельности и поведения субъектов педагогического взаимодействия, и осознанное усвоение ими этих моделей. Интерактивные игры способствуют стимулированию деятельности и социальному развитию, создают волшебный мир, где все принимают его законы и нормы. Дети не прячут свои эмоции, свободно общаются с участниками игры вербальным и невербальным методом, принимают решения, пробуют разные роли.

Во время игры происходит взаимодействие, которое поддерживает развитие личности и социализации, позволяет определить развитие и интеграцию тех знаний и умений, которые уже имеются у школьников. Активные участники игры учатся более интенсивно, больше мотивируют себя, а вот те, кто сосредотачивается на ведущем – наоборот. Интерактивные игры помогают детям быстрее установить контакт друг с другом, игра способствует повышению темпа реакции, дает возможность выразить свои эмоции, как негативные, так и позитивные. Список тем для интерактивных игр нескончаем: изучение своего тела, времена года, цвета, иллюстрация настроения, взаимные чувства, друзья или семья, дом или школа, подарки. Также игры могут проходить в качестве жанровых постановок, импровизаций.

Основными направлениями, по которым реализуют игровые ситуации  во время урока, являются следующие:

Дидактическая цель ставится в форме задачи игры;

Учебная деятельность проходит по правилам игры;

В качестве средства игры используется учебный материал;

Элемент соревнований включается в учебную деятельность, и дидактическая задача становится игровой;

Успешно выполненное дидактическое задание связывается с результатами игры.

Чтобы правильно сочетать элементы игры и учение, определять место и роль, которые отводятся игровым технологиям в учебном процессе, учитель должен понимать классификацию и функции педагогических игр. Можно выделить четыре главных черты таких игр:

прямые и косвенные правила;

соперничество и эмоциональная приподнятость деятельности;

активный, импровизационный, творческий характер деятельности;

свободная развивающая деятельность, которая предпринимается лишь по желанию ребенка.

Дидактическая игра это один из наиболее эффективных способов пробудить живой интерес к изучаемому предмету. Присущие детям желание играть нужно использовать, направлять его на решение различных воспитательных и учебных задач. Чтобы игра была интересна и доступна детям, учитель должен хорошо ее продумать и подготовить, правила игры должны быть понятными и краткими. Насколько эффективной будет игра, зависит от заинтересованности и эмоционального отношения учителя к игре, ходу ее развития и результату. Насколько результативна будет дидактическая игра, зависит от того, насколько систематически ее применяют, какова целенаправленность программы игры.

Деловая игра

Деловая игра является деятельностью, при которой имитируют различные практические ситуации. Технология игры предполагает игровое моделирование, когда создается макет, заменяющий реальный объект какой-нибудь ситуации, когда макетами манипулируют чтобы заменить реальные эксперименты искусственно сконструированными образцами поведения. Правила игры могут быть взяты из реальной ситуации или же быть придуманными.

При деловых играх у участников формируются различные позитивные установки:

Интерес к занятиям и проблемам, которые моделируют и разыгрывают в процессе игры;

Усвоение большого объема информации, что способствует творческому поиску решений задач;

Возможность адекватно анализировать реальную ситуацию;

Формирование объективной самооценки учеников;

Развитие аналитического, инновационного, экономического и психологического мышления.

Чтобы деловая игра дала желаемый результат, она должна опираться на теоретические знания, представления об области деятельности, которая имитируется.

Поскольку одним из основополагающих принципов образовательного процесса является гуманистический, следует обратить внимание на то, что целью образования должно являться не усвоение ребенком определенного количества или набора знаний, а целостное развитие его личности. Средством развития личности, способным раскрыть ее потенциальные способности, является самостоятельная мыслительная и познавательная деятельность. Отсюда вывод – учитель должен ставить перед собой задачу обеспечения такой самостоятельной и мыслительной деятельности на уроке, а этому способствуют интерактивные технологии, при которых ученик самостоятельно открывает путь к познанию, и усвоению знаний является результатом его деятельности.

​http://paidagogos.com/?p=5804#i-4 

3
5

Комментарии (3)

Абдыкова Самал,
Преподаватель

Применение активных методов
Выбор методаПри выборе конкретного АМО нужно учитывать не только его возможности, но и сложности, которые возникнут при его организации, применении, и условия, в которых осуществляется учебный процесс.Чтобы обосновать выбор АМО следует рассмотреть особенности его разработки и применения. Вот некоторые из АМО, которые довольно часто применяются педагогами.Проблемная лекция. Лекция – один из древнейших и соответственно довольно традиционный метод изложения материала. Она позволяет излагать большой объем информации за определенный отрезок времени, при этом расставить акценты и развить несколько идей. Но при проведении традиционной лекции слушатели становятся пассивными ее участниками, а значит, у преподавателя нет с ними обратной связи, отсутствует возможность контролировать степень усвояемости излагающегося материала и вносить коррективы.
Поэтому преподаватели со временем стали все чаще проводить проблемные лекции, которые позволяют за этот же отрезок времени не только изложить большой объем материала, но и упомянуть нестандартные подходы, которые используются для решения изучаемой проблемы, ответить на возникающие вопросы, провести групповую дискуссию. Такая лекция обычно сопровождается наглядными пособиями (раздаточным материалом или слайдами), подборкой актуальных статей и практическими упражнениями. То, насколько будет усвоен материал, изложенный на проблемной лекции, во многом зависит от его содержания, сложности и структурированности (правило трех С).Определить результативность проблемной лекции можно следующими факторами: личные качества педагога, его умение вызвать интерес, его эрудированность, способность излагать материал ясно и четко. Ограничения подготовки проблемной лекции при этом: ограниченное время занятия, подготовка дополнительных материалов, необходимость соответствовать учебной программе. При проведении проблемной лекции также необходимо учитывать материально-техническое обеспечение учебного заведения, которое позволяет/не позволяет демонстрировать дополнительный методический материал.Проблемный семинар. Особенностью такого занятия является то, что педагог является одновременно и руководителем, и основным слушателем, и автором вопросов. Во время семинара должна возникать дискуссия, а ее эффективность зависит от участия каждого ученика, что означает отсутствие результата при просто присутствии на уроке. Каждую точку зрения необходимо аргументировать, и к каждой из них нужно относиться с терпением; при этом по ходу обсуждения его участники могут изменить точку зрения, что должно быть отмечено в выводе и рекомендации.Также как и проблемная лекция, семинар должен сопровождаться актуальными статьями, раздаточным материалом или слайдами. Он не только ограничен временной рамкой в одно занятие, но и должен соответствовать изложенному на предыдущей лекции материалу. То, насколько результативен проблемный семинар зависит от умения педагога создать особый микроклимат, побуждающий учеников принимать активное участие в работе.Тематическая дискуссия. При проведении данного АМО нужно подбирать такой дополнительный материал, который акцентирует внимание учеников на разных точках зрения об исследуемой проблеме. При подготовке дискуссии необходимо учитывать, что она ограничена во времени, должна соответствовать теме лекции и семинара, которые предшествовали дискуссии, подготовить методические материалы, которые являются актуальными для обсуждения.Определяет результативность использования данного метода возможность расширить кругозор слушателей, выработать систему ценностей, обозначить предел свободы, за которую они смогут понести ответственность самостоятельно.
Презентации. Это наиболее распространенный активный метод обучения, который предполагает демонстрацию учениками слайдов, раздаточных иллюстративных материалов и т.д., которые были подготовлены ими или во время самостоятельной работы, или на уроке. При этом представленный материал должен быть регламентирован по времени, соответствовать требованиям к структуре, оформлению, глубине представляемого материала.При подготовке презентации необходимо учитывать, оборудован ли класс проектором, компьютером или интерактивной доской. Насколько успешна будет проведенная презентация, зависит от умения автора презентации вызвать интерес слушателей, его способности излагать материал, навыков систематизировать аналитический материал и т.д.Кейс-технологии. Применение данного АМО предполагает изучение материала при помощи анализа различных ситуаций – имитированных или реальных. При этом два различных подхода предполагают совершенно разное. Так, американская школа считает, что целью такого подхода есть поиск единственного и самого лучшего решения, при этом кейс должен состоять из 30-35 страниц, из которых 8-10 страниц – иллюстративный материал. А европейская школа считает, что решение проблемы многовариантно, а кейс должен состоять из 10-12 страниц.Применять кейс-технологии следует с целью:Развития навыка критического мышления и анализа;Развития навыков командной работы;Развития творческого мышления.Этот активный метод обучения характеризует высокая степень активности обучаемых и возможность контролировать и оценивать формирование компетенций. При применении кейс-технологий нужно учитывать, что необходимо подготовить кейсы, а значит провести большую методическую работу. Создавать кейсы нужно учитывая некоторые рекомендации:Кейс должен соответствовать поставленной цели;Иметь определенный уровень сложности;Иллюстрировать ситуацию в разных аспектах;Провоцировать дискуссии;Давать возможность выбрать несколько альтернативных решений.Деловая игра – одновременно очень результативный и самый сложный в применении и разработке активный метод обучения. Применять ее следует с целью развития:Навыков критического мышления и анализа;Навыков профессиональных коммуникаций;Чувства ответственности за последствия после принятых решений;Творческого мышления;Навыков командной работы.При проведении деловой игры нужно учитывать, что масштаб рассматриваемых проблем, сложность имитируемой деятельности или моделируемого объекта, требования к представлению, могут «растянуть» игру на временной отрезок от нескольких часов до нескольких дней. Конструирование деловой игры может осуществляться с целью формирования или оценки компетенций, а это значит, что она может выступать не только методом обучения, но и оценочным средством.
http://paidagogos.com/?p=6114



Темирова Айнаш,
Преподаватель

Применяем

Барышева Марина,
Преподаватель

Используем