Кто сказал, что школа не может быть местом, где просто хорошо?
Выбор школы — проблема для всех родителей независимо от страны, в которой живёт семья. Найти просто хорошую школу не так сложно. А такую, из которой не хочется уходить, — приходится иногда искать долго. Как выглядит британская школа в Каталонии, где дети учатся с трёх лет, размышляют о проблемах расизма и по праздникам ходят (вместе с учителями!) в пижамах, рассказывает мама троих детей Надежда Макоева.
Получилось достаточно забавно: мои русские дети учатся в британской школе в Каталонии ISCAT (International School of Catalunya). С выбором школы всё вышло несколько сумбурно, как, впрочем, и в целом с переездом в Испанию чуть меньше двух лет тому назад.
Летом накануне переезда я честно выполнила «домашнюю работу»: перерыла интернет, изучила информацию и отзывы о международных школах в Барселоне. Мы рассматривали только такие, потому что на момент переезда не говорили ни по-испански, ни тем более по-каталански. На первую встречу с администрацией мы приехали буквально с самолёта. Все школы были в целом неплохие, но ни одна не «зацепила».
Тогда по совету друзей мы поехали в небольшой городок в тридцати километрах от Барселоны посмотреть британскую школу, которая почти не фигурирует в рейтингах и обзорах. Директор школы моментально покорила нас своим отношением к делу. Здесь с нашими ожиданиями совпало всё: философия школы, подход к ученикам, адаптация, оценка успеваемости, внеклассные занятия. Решение о выборе школы и переезде в город с населением в 15 тысяч человек было принято примерно за 20 минут. Через несколько дней после этого наша старшая дочь, которой тогда было четыре года, пошла в школу.
Учёба в нашей школе начинается с трёх лет — с подготовительных ступеней Nursery и Reception, а потом дети идут в Year 1 и продолжают до Year 13, в конце которого 17-18-летние выпускники сдают экзамены по британской системе A-levels. В каждой параллели только один класс, в каждом классе — не больше 18 учеников. С учётом того, что во многих семьях по двое-трое детей, атмосфера в школе в некотором роде семейная: все друг друга знают, а на дни рождения к одноклассникам ходят разом все братья и сёстры. Вообще, вовлечённость семьи в жизнь школы всячески поддерживают: регулярно проводят семейные ярмарки, фиесты, карнавалы.
Британская школа в Каталонии ISCAT
Почти все учителя в школе молодые, не старше 30-35 лет, и родом из разных стран. К учителям тут принято обращаться по имени — так же, как и к ученикам (сразу вспоминается классическое «Петров, к доске!» в школах моего детства). Учителя говорят с детьми на одном языке: вместе запускают канал на YouTube, создают медийные проекты, много шутят, но при этом ни о каком панибратстве не может быть и речи. Авторитет учителя непререкаем.
Выражение «индивидуальный подход к каждому ученику» звучит избито, но в нашей школе этот педагогический единорог действительно существует. Все учителя и администрация школы не пытаются никого загнать в общие рамки, уравнять, усреднить. Успеваемость ученика оценивают не с точки зрения среднего показателя, а по его индивидуальным возможностям и стремлениям. Грубо говоря, не «ты написал лучше, чем Петя Иванов», а «ты написал лучше, чем в прошлом семестре».
Ребёнка учат соревноваться с самим собой, ставить цели только себе и достигать их
Оценок в школе нет, но есть разные системы дополнительной мотивации. У малышей, например, раз в неделю кто-то получает звание Star of the week (за очень хорошее поведение) и English cup (успехи в английском). Ещё в конце каждой недели детям вручают золотую морковку и золотой помидор — тем, кто хорошо себя вёл в столовой, убирал за собой и помогал другим. В каждом классе висит своя «Доска почёта», где вывешены фотографии «лауреатов».
В этой школе считают, что необходимая база для развития ребёнка — его высокая самооценка. Поэтому все успехи, все инициативы ученика всегда отмечают и поддерживают. Дети понимают, что их мнение важно. А значит, и они сами важны.
Занятие в ISCAT
Во всех случаях, когда речь не идёт о точных науках, проводят дискуссии. Так у детей развивают критическое мышление. Полемика бывает на самые разные темы: выборы американского президента, брекзит, этичность клонирования, преувеличена ли угроза глобального потепления, нужно ли легализовать эвтаназию и много других, совсем не простых вопросов, на которые никто не даёт детям готовых ответов.
А ещё им рассказывают о вещах, о которых в повседневной жизни мы задумываемся не слишком часто. Иногда моя дочь, теперь уже пятилетняя, обескураживает меня размышлениями на тему проблемы расизма или лагерей беженцев в Сирии, или нехватки питьевой воды в развивающихся странах, или сохранения природы на нашей планете. По дороге из школы она рассказывает то про Мартина Лютера Кинга, то про Махатму Ганди, а то подрывается срочно нарисовать какую-нибудь картину, которую можно будет продать, а на вырученные деньги купить одеяла детям, пострадавшим от войны.
В такие моменты я понимаю, что слова директора «мы стремимся развивать в детях эмоциональный интеллект» — не просто красивое модное выражение, а реальная работа. Помимо вежливости и манер, которым в школе уделяют немало внимания, здесь учат понимать свои эмоции и эмоции окружающих.
Учат уважать другое мнение, договариваться, искать компромиссы, контролировать негативные эмоции, проявлять эмпатию
И всё не ограничивается словами: в школе детей учат экономии, социальной ответственности, заботе об экологии. Все поделки и костюмы на праздники делают из подручных материалов, уже бывших в употреблении: старых коробок, использованных пакетов, пластиковой посуды и так далее. За год несколько раз собирают одежду и игрушки для нуждающихся, проводят фандрайзинговые ярмарки. В прошлом году, продавая домашние кексы и поделки, дети собрали ни много ни мало почти 3000 евро! Их передали в фонд ЮНИСЕФ.
Ученики занимаются благотворительностью и помогают фонду ЮНИСЕФ
Ещё одна крутая фишка — Лесная школа (Forest School) — вылазки на природу, где детей учат разным скаутским штукам в лучших традициях Беара Гриллса. И если для младших это походы в ближайший лес, то для детей постарше — настоящие выезды в горы, со сплавами по реке, ночёвкой в палатке и едой на костре. Вообще, детей постоянно куда-то возят: на экскурсии в музеи, в заповедник в Пиренейских лесах, на пляж, в лагерь на ферме.
Много дополнительных занятий на любой вкус: йога, плавание, танцы, рок-группа, кулинарный класс, футбол, теннис, робототехника, зумба, веб-дизайн. Раз в год проходит большой спортивный праздник — этакие «Весёлые старты» в городском спортивном комплексе.
В расписание школы вплетены все национальные каталонские праздники. На праздник Кастаньяда в преддверии Дня всех святых дети готовят традиционное лакомство — панайетс. На карнавал Карнестольтес проводят конкурс самодельных костюмов, а в один из дней на предшествующей карнавалу «сумасшедшей неделе» дети и учителя приходят в школу в пижамах. На Сан Жорди все дарят друг другу книги, а на ежегодном фестивале цветов Corpus Cristi дети, родители и учителя от школы создают масштабное цветочное панно на одной из улиц города.
На меня всякий раз производят впечатление школьные театральные постановки: «Оливер», «Ромео и Джульетта», «Бриолин». Тут всё по-взрослому: дети выступают в здании городского театра, на самой настоящей сцене, с декорациями, проекциями, тучей костюмов, современной музыкой, здорово поставленными музыкальными номерами и брейк-дансом. В последний день учёбы перед летними каникулами, чтобы не было так грустно расставаться, детям устраивают пенную вечеринку прямо во дворе школы.
Я описываю это сейчас и понимаю, что всё это выглядит как какой-то сплошной пионерлагерь или офис Google для несовершеннолетних. Ну, а кто сказал, что школа не может быть местом, где просто классно? Где интересно бывать каждый день. В этом году в ту же школу пошла и младшая моя дочь, и вопроса «Можно я сегодня в школу не пойду?» не было ни разу. Наоборот, хотят туда, даже когда болеют и лежат с высокой температурой.
Мы думаем и действуем с преподавателями в одном русле, у нас общие взгляды и ценности. Я знаю, что в то время когда меня нет рядом с детьми, им будут объяснять то же, что объясняла бы я: про терпимость к другим, про вред фастфуда, про права и обязанности, про умеренное потребление. И никто не будет навязывать квасной патриотизм, религию или какие-либо политические взгляды.
Мне нравится, что всё открыто и прозрачно. Что о каждой проблеме, будь то ветрянка, опоздания или вши, родителям открыто и незамедлительно сообщают по электронной почте. И что в любой момент я могу спросить, как идут дела у моего ребёнка, и получить развёрнутый ответ. Получается, что школа доверяет родителям, а родители — школе. И по-моему, вот в этой атмосфере взаимного доверия дети растут и учатся намного лучше.
автор:Надежда Макоева http://mel.fm/2017/04/28/school_in_catalonia
Очень много значит, когда родители и учителя думают и действуют в одном русле, когда у них общие взгляды и ценности, когда понимают, что цели у них одни.
По описанию школа подходит под школу IB (Международного бакалавриата), где одним из главных принципов является служение обществу, что на мой взгляд, очень полезно для воспитания подрастающего поколения!
Да, по настоящему классно! Даже жаль, что у нас немногим близким аналогом таких школ являются только международные и интеллектуальные школы (типа Мирас,НИШ).
В принципе, нас всех ведут сейчас к этому стандарту, но нам до него ой как далеко!