kz ru en

Авторизация


Эволюция профессии учителя в Казахстане за последние 100 лет

По информации историков, в начале ХХ века большинство казахских детей имели возможность учиться только в аульных медресе. В это время на территории Казахстана было всего несколько русских и русско-казахских школ, в них обучалось около 20 тысяч казахских детей.

На территории Казахстана обучение грамоте на казахском языке осуществлялось на основе арабского алфавита, в 1928 году было принято решение о переводе на новый, латинский алфавит. В 1930 году было введено всеобщее начальное образование. 
Большое развитие получила система среднего специального образования - были открыты двухгодичные учительские и педагогические институты в Караганде, Уральске, Семипалатинске, Шымкенте и других городах.

В 1928 году открылся первый специализированный вуз, где готовили учителей – Казахский государственный педагогический институт.

В годы Великой Отечественной войны в стране было временно приостановлено обязательное семилетнее обучение на селе и десятилетнее в городе, значительно снизился охват детей школой. Но несмотря на это, организовались воскресники по оказанию помощи школам, созданию фонда всеобуча, а также фондов помощи сиротам и нуждающимся детям. 

К 1950 году в республике функционировало 3088 общеобразовательных школ с контингентом учащихся в почти полтора миллиона человек.

Также создавались вечерние и заочные школы рабочей и сельской молодежи. За пять лет среднее образование в них получили 2,5 тысячи человек. К концу пятилетки в республике было уже 363 таких школы, где обучались 35 тысяч человек молодежи. Но и они не смогли охватить всех желающих учиться, кроме того, не хватало помещений, специальных учебников, программ и учителей.

После обретения независимости экономическая депрессия вынудила снизить государственные расходы на образование. Профессия учителя была низкооплачиваемой. В 1993 более чем 30 тысяч учителей бросили преподавание.

В 1994 в Казахстане было 8575 школ, в которых размещались примерно 3,2 миллиона учащихся, и 244 специализированных учебных заведения, обслуживавших около 222 тысяч школьников. В 1992 около 51 процента детей размещались в 8,5 тысячи дошкольных учреждениях. В 1994 году приблизительно 272,1 тысячи учащихся поступили в 61 вуз страны. 

Конституция Казахстана 1995 года утвердила обязательность среднего образования. Высшее образование было на конкурсной основе. Частные школы вмещали около пяти процентов учащихся, но и их деятельность регулировалась государством.

В советское время одной из главных задач стала ликвидация массовой неграмотности трудящихся. Как рассказала учитель казахского языка Макен Калиева, тогда не было технологий, упрощающих процесс обучения, - знания давали по привычным для всех методикам. Имея более 30 лет педагогического стажа, женщина с уверенностью заявляет, что из года в год старается обновлять багаж своих знаний для качественного преподавания, ведь время не стоит на месте и необходимо следовать за его течением.

"Мы начинали просто с мела и доски. Конечно, были различные методы, но новаторы искали новые подходы. Потому что это была просто зубрежка, которую не могли применить на практике. А сейчас, начиная с 2000-х, мы владеем компьютером. Я учитель казахского языка, и могу сказать, что сейчас изменились даже темы так, чтобы дети после школы могли адаптироваться в обществе, могли себя реализовать. Но нельзя сказать, что старые методики нужно забыть. Даже когда анализирую новый материал, я нахожу некоторые советские методики. Если ты не любишь свое дело и детей, то ничего не получится", - поделилась Макен Калиева.

Значительные изменения в процессе преподавания отметила и учитель химии Татьяна Печкурова, которая после 38 лет, посвященных детям, сейчас на заслуженном отдыхе. Она считает, что самое главное – любить дело, которым занимаешься.

"Однозначно улучшилась материальная база. Я работала в конце 90-х и в начале 2000-х.  Изменилась методика, подготовка учителей. Очень много изменений, но в лучшую сторону. Тем не менее знания давали. Ученики всегда были разные. Я всегда говорила, что учитель – это специфическая профессия. Если не любишь школу, не любишь детей, то не надо ходить туда. Иначе сам будешь мучиться и детей мучить", - подчеркнула ветеран педагогики Татьяна Печкурова.

Одним из главных изменений за последние десятилетия педагоги считают отношение современного поколения к обучению. По мнению учителя с 30-летним стажем Нурии Шаяхметовой, каждый раз приходится придумывать новые технологии, чтобы привлечь внимание ученика и заинтересовать его.

"Дети всегда были хорошими. Просто сейчас дети более развиты, они приходят к нам уже умными. Поэтому приходится дополнительно еще их во что-то вовлекать, что-то организовывать, давать какие-то творческие задания. Волнение на уроках до сих пор присутствует, потому что мы всегда работаем с живыми детьми, неравнодушными, которые всегда все спрашивают", - рассказывает учитель биологии Нурия Шаяхметова.

Таким образом, учитель, как и 100 лет назад, должен быть высокообразованным, добрым, любящим и понимающим детей. Сейчас, в век информации и современных технологий, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. И главной задачей современного педагога становится не просто научить, а научить учиться.

http://today.kz/news/zhizn/2016-10-02/727058-evolyutsiya-professii-uchitelya-v-kazahstane-za-poslednie-100-let/ 

4
10

Комментарии (4)

Дуйсебаева Данагуль,
Преподаватель

Интересная информация, Самал!👍 Историю развития своей профессии знать необходимо. 

Что удивительно, это то , что 1993 год- год начала моей трудовой деятельности в качестве учителя. Да, очень многие мои однокурсники по университету не пошли работать в школу, а уехали на заработки, кто в Китай( челночничать), кто просто на рынки торговать, ( сегодня некоторые из них стали серьезными бизнес- менами и - леди)., кто разъехался по странам и городам ( нас на "потоке" было 100 студ). Каких только профессий не освоили мои однокурсники, чтобы выжить! Я не буду кривить душой, что всегда говорила "как хорошо что пошла работать в школу!" И что никогда не думала уходить.. Каждый год собиралась) Просто не заметила, как быстро пролетели 24 года.. .
.............
Недавно. Встречаясь с однокурсниками, почему то подумала: Хорошо, что я не металась в те тяжелые 90-яе годы, не искала лучшей доли, а осталась верна своему пути, выбранному после школы, да, испытывала трудности, но выстояла. (Мой отец всегда говорит: не корсен де, елмен бiрге кор).  в данный момент школы области держатся на тех, кому за 40, 50, 60. Тот кризис 90-ых сделал свое дело, сейчас наблюдается дефицит пед кадров. У государства еть в запасе всего лишь десяток с небольшим лет, чтоб восполнить эту брешь. Чтоб история не осталась без продолжения.

Абдыкова Самал,
Преподаватель

Согласна и я с Вами, Данагуль. Учительство Казахстана переживает не самые лучшие времена сейчас. Но были годы, когда было ещё труднее. И выстояли, удержались же. Я тоже одна из очень немногих своих однокурсников, кто остался верен педагогическому делу. А что является той самой удерживающей силой? Наверное (как бы банально это ни звучало), любовь к нашей профессии. Несмотря на все трудности, неудачи и минуты отчаяния.

Темирова Айнаш,
Преподаватель

Я с вами совершенно согласна.

Байзақова Інжутас,
Преподаватель

спасибо за статью