kz ru en

Авторизация


как справиться с экзаменационным стрессом

Как помочь нашему мозгу работать так, чтобы снизить уровень стресса во время экзамена

Формируйте у своих учеников навыки позитивного мышления. Стремитесь к глубокому знанию, а не механически натаскивайте их по тестам. Успокойте и развеселите их в день экзамена. Помните, что стресс и высокий результат плохо совместимые понятия.

Близится экзаменационное время. Стресс, и без того ставший неотъемлемой частью нашей жизни, растет и начинает зашкаливать. Ученики и их родители часто интерпретируют результаты стандартизированных проверочных работ как истинные показатели своих способностей и потенциала, напрямую связывая их со своими будущими перспективами. С неврологической точки зрения, высокий уровень стресса значительно замедляет работу мозга, тормозит понимание, ухудшает память. Более того, стресс нарушает процесс извлечения информации из мозгового «хранилища», потому под прессом экзамена ученикам гораздо сложнее добраться к своим знаниям.

Джуди Виллис, в биографии которой удивительным образом числится работа и школьным учителем, и неврологом, сегодня занимается изучением головного мозга и особенностей его деятельности в процессе обучения. Мы публикуем ее практические советы – как помочь ученикам подойти к экзаменам максимально спокойно и уверенно.

 Глубокое изучение предмета  – лучшая подготовка к тестовому заданию

Когда целью обучения становится механическая подготовка к тестам, ученики не смогут применить свои знания в решении новых вопросов и задач. Проектная деятельность, реализация нестандартных заданий помогают расширить и углубить понимание предмета. Кроме того, если учащиеся воспринимают свое обучение как лично значимое – их внутренняя мотивация укрепляет долгосрочную память. Такие знания наш мозг предоставляет во время экзамена гораздо легче и оперативнее, чем просто зазубренный материал. Вот несколько примеров заданий, составленных таким образом, чтобы наполнить изучаемую тему личным смыслом для учащегося:

составь собственный оптимальный рацион питания, основанный на своих предпочтениях и потребностях организма;
представь, что ты ежедневно получаешь послания от Христофора Колумба, в которых он описывает свою экспедицию. Напиши ему ответное письмо, в котором поделись своими мыслями и опасениями относительно его подвигов в Новом Свете;
какие достижения современной науки ты бы взял с собой, если бы имел возможность побороться с разрушительной силой пандемии чумы XIV века?

 Формируйте у своих учеников навыки позитивного мышления

Во время подготовки к экзамену вы можете помочь учащимся снизить градус напряжения, если дадите им перспективу. С каждым учеником составьте список его самых распространенных типов ошибок. Если есть возможность – поделитесь позитивными историями из вашего учительского опыта об учениках, набравших не самые высокие баллы, но сумевших добиться профессиональных успехов. Формируйте убеждение в том, что неидеально выполненные тесты – это еще не конец света. Наконец, укрепляйте у своих учеников уверенность в собственных знаниях. Вместе с ними можно обсудить, например, такие тезисы:

ни один тест не способен показать, что вы на самом деле знаете; каждый отдельный тест только демонстрирует – что конкретно вы помните по включенным в него вопросам;
важны не только результаты тестов, но и все ваши школьные достижения: портфолио, домашние задания, доклады, индивидуальные и групповые проекты, участие в конкурсах, олимпиадах и т.д.;
во время экзамена ваш мозг работает не как обычно. Давайте попробуем вспомнить – какие ошибки вы делали, когда были сильно взволнованы и обеспокоены во время проверочного задания?

В ДЕНЬ ЭКЗАМЕНА…

 Расскажите анекдот/подготовьте смешную шутку; с юмором поведайте о собственных переживаниях во время ваших школьных экзаменов.

 Напомните ученикам повторить свои типовые ошибки и способы их избежать.

 Предложите ученикам, перед тем как приступить к заданию, (если это возможно) на черновике сделать «опорный чемоданчик» – выписку важных формул, правил, теорем и т.д. – любой полезной для выполнения задания информации. Это позволит немного разгрузить рабочую память и не держать все в голове одновременно.

 Попросите учеников вспомнить о своих победах (спортивных, творческих – любых). Это добавит им уверенности, снизит градус напряжения, активирует память.

 Пробегитесь по советам и техникам решения тестовых заданий, которые вы раньше им давали. Например, никогда не помешает напомнить, что если не знаешь ответа – нужно перейти к следующему заданию, в процессе выполнения которого может «всплыть» информация, нужная для решения предыдущего.

Что говорят эксперты?

Юлия Смолкина, программный директор проекта «Счастлив быть учителем», преподаватель английского языка

 

Учителя зачастую сами являются источниками стресса для ребенка, усугубляя состояние класса. Наверняка, многие школьники слышали в свою сторону слова: «Вы ничего не сдадите» или «На «5» ты написать не сможешь». Педагоги часто ставят определенную планку, не раскрывая потенциал ученика. Конечно, такое поведение обычно вызвано неуверенностью в своих силах, давлением администрации и т.п.
В первую очередь, не стоит паниковать самому. Это всего лишь экзамены. Кажется, что от них зависит так много, но чем спокойнее отнестись к ним, тем легче они окажутся для ребят.
Я слышала от преподавателей фразы, вроде этой – «Все последние 2 месяца решаем тесты, на другое времени нет». На самом деле, если озаботиться пониманием предмета, а не натаскиванием, тесты пройдут гораздо легче. Стоит разнообразить уроки игровыми форматами, групповой работой, дискуссиями, проектной деятельностью. Если страшно рисковать, начните делать это постепенно: один урок в неделю, направленный на то, чтобы разбираться в теме, а не просто зазубрить алгоритмы.
Если в классе есть тревожные дети, можно дать несколько упражнений для дыхательной практики, медитации, смоделировать ситуации успеха и провала на экзамене, проанализировать состояние, которое может появиться.
Самому учителю важно не забывать о сохранении своей энергии. По возможности оставляйте рабочие дела в школе, если не получается, определите время, до которого вы ими занимаетесь дома.
Хотя бы час в день уделяйте делу, которое восстанавливает ваши силы: спорт, чтение, время с семьей. Не забывайте про сон, для нормального функционирования мозгу нужно от 5 до 7 часов. Начинайте день с зарядки, это поможет создать необходимый позитивный настрой.

7
9

Комментарии (7)

Букина Инна,
Пользователь

КАК НАУЧИТЬСЯ?использовать полезные ресурсы для релаксации
   Звуки природы онлайн http://ecosounds.net/
           Успокаивающее рисование шелковыми лентами на интерактивной доске http://weavesilk.com/
           Постоянно обновляющиеся подборки вдохновляющей и расслабляющей музыки от музыканта Артема Дмитриева http://chillrussia.ru/
           Сайт, на котором под звуки моря нужно заставить себя ничего не делать целых 2 (!!!) минутыhttp://www.donothingfor2minutes.com/

Букина Инна,
Пользователь

ОРИГИНАЛ СТАТЬИ https://www.edutopia.org/article/brain-based-strategies-reduce-test-stress-judy-willis

Абдыкова Самал,
Преподаватель

Согласна с тем, что зачастую учителя во главе с администрацией школы сами "загоняют" детей в стрессовое состояние. Ещё хуже, когда им "помогают" и родители. Считаю, что работа с психологом должна вестись не только непосредственно перед экзаменом. Надо готовить выпускников к этому испытанию в течение всего учебного года. Также неплохо бы консультировать родителей, разъясняя им, как оказывать поддержку своему ребёнку. Возможно, в психологической помощи нуждаются не все, но некоторым она просто необходима. 

Темирова Айнаш,
Преподаватель

Поддержка детям важна.

Букина Инна,
Пользователь

Советы полезные, и никогда не поздно освежить их в памяти.

Тасмурзаева Шынар,
Преподаватель

То что нужно сейчас ученикам

Кулжабаева Сымбат,
Преподаватель

полезные советы.