Хочу представить вашему вниманию мой самый первый опыт проведения коучинга. На тот момент я не была учителем уровневых курсов, даже еще не была слушателем. Мне просто было интересно, "что за фрукт"-это самый коучинг и "как его едят". поэтому смело попросилась к коллегам, которые были первыми слушателями уровневых курсов и проходили 2 этап практики в школе. Первым делом узнала тему коучинга и стала думать, КАК бы нестандартно провести данное занятие и заинтересовать коллег с района, сподвигнув их на внесение изменений в свое преподавание. Даже придумала новую стратегию-микс "чтения с пометками" и "кинометафоры", назвав ее "видео с с остановками" ))
Получилось ли мне достигнуть целей и раскрыть тему занятия, предлагаю оценить вам, дорогие мои коллеги.
Для этого приведу текст рефлексивного отчета данного коучинга.
"...Мне предоставилась возможность провести коучинг совместно с моими коллегами, обучавшимися на уровневых курсах, для коллег одного из районов области. Перед проведением коучинга мы определились с темой и целями, разработали план совместных действий и распределили роли каждого в предстоящем коучинге. Тема нашего коучинга звучала так: «Меняемся мы - меняется мир вокруг нас.». А целью было ознакомление районных коллег с новыми подходами в обучении и преподавании и обоснование необходимости внесения изменений в обучении и преподавании. Ожидаемый результат: к концу сессии участники осознают необходимость внесения изменений в собственную практику преподавания и обучение. Коучинг проходил в 3 этапа. 1-ый этап. Новые подходы в преподавании и обучении. 2-ой этап. Подход Lesson Study. 3-ий этап. В центре обучения находится ученик. Рефлексия. Первые два этапа участники активно знакомились друг с другом, использовался прием «Часы». Ознакомились с презентацией по новым подходам в обучении и преподавании. В двух группах ознакомились с подходом Lesson Study. Третий этап проводила я. Для достижения целей коучинга и реализации плана я выбрала проблемный метод обучения. Выбрала видеролик, где японский экспериментатор Эмото Масару проводил любопытный эксперимент: он поместил в три стеклянные банки рис, залил его водой. И каждый день, в течение месяца, говорил «спасибо!» одной банке, «ты-дурак!» второй, а на треть не обращал внимания. Через месяц рис, которому говорили «спасибо!» начал бродить, издавая сильный приятный запах, рис из второй почернел, а рис, на который не обращали внимания, начал загнивать. Доктор Эмото считает, что этот эксперимент преподносит важный урок, особенно по отношению к детям: «Надо заботиться о них, дарить им внимание, разговаривать с ними, наибольший вред наносит равнодушие». Я намеренно разделила видео на несколько фрагментов и отключила звук. По очереди продемонстрировав 4 видеофрагмента, я дала им время в группах поразмышлять о том, что же на самом деле рассказывается и показывается на немом видео. Все свои мысли по поводу фрагментов они обсуждали в группах и записывали на стикерах, и в дальнейшем, по ходу демонстрации, могли менять их и корректировать. Мне понравилось, что коллеги с интересом рассуждали об увиденном, были достаточно активны в обсуждениях. Это демонстрировало их готовность к восприятию новой информации, меня это радовало. ....В ходе обсуждения второго фрагмента высказывались разные предположения о том, что же произносит доктор над каждой банкой и зачем. Были версии :«Он думает вслух о том, что у него не получается, сомнения какие то высказывает», «он рассуждает об опыте , комментирует», «уговаривает «Расти!», чтоб жизнь пошла», «дает какие то инструкции», «он проверял эффективность впитывания различными сортами риса воды». Был даже показательный момент. Когда я попросила озвучить версию первой группы по поводу того, какие же слова мог произнести доктор, один из учителей сказал :«Он произносит: «да пропади оно все пропадом!»». Когда я спросила: «Это версия группы?», Он смущенно рассмеялся вместе со всеми. Обратила в шутку данное высказывание. Это говорило о том, что как бы данный человек ни сопротивлялся новому, на подсознательном уровне у него уже произошли изменения. Я же этого и добивалась, сподвигнуть коллег на определенные размышления, заставить задуматься. Первая группа долго обсуждала, но участники не пришли к единому мнению. Один утверждал, что данное видео просто демонстрирует процесс опыта. И в этой группе прозвучал близкий к верному ответ от уже опытного взрослого коллеги (кстати, математика): «Эти объекты-те же ученики, и на них производится какое то воздействие, разные методики, стили, и результат соответственно разный.». Безусловно то, что опытный учитель сразу отделил зерна от плевел, и понял суть видео и без звука. Вторая группа совместно выдвинула свою версию «Там, где плесень, говорились слова плохие, там где свежий рис, говорились ласковые «миленький, родной, замечательный», может какое –либо музыкальное сопровождение было, пели, может». Когда группы озвучивали свои версии, я в душе радовалась тому прогрессу, который произошел в сознании пусть даже нескольких коллег. ....В целом обстановка в группах в ходе обсуждения была дружелюбной и уважительной. В конце сессии я им продемонстрировала видео полностью со звуком и просила их сравнить свои первоначальные идеи и мысли с тем, что на самом деле хотели сказать, какую идею хотели донести авторы фильма. Отличия были незначительными. Идею фильма оформили в виде концепт-карты. Провела обратную связь. Резюмировали все то что увидели, осмыслили, поняли, взяли на вооружение. В первой группе, где больше всего было разногласий, прозвучал очень правильный вывод: «Всем детям необходимо внимание, а современным, особенно, им не хватает любви и заботы. Надо стараться их(детей) хвалить чаще. Как относишься к ученику, такой результат и получишь. Если быть равнодушным, то ученик так же, как и рис из третьей банки, загниет». Я была довольна результатами нашей с ними беседы. Чтобы определить насколько и как они изменились, я провела с ними рефлексию «фразы из рефлексивного экрана»: сегодня я узнал…было интересно…я понял, что…я почувствовал, что…я приобрел…меня удивило… урок дал мне для жизни…мне захотелось…. Им захотелось «творить», «скорее в класс к ученикам», «узнать еще больше», « реализовать себя». Узнали «много нового», «больше о коучинге», «о новых подходах в обучении». Им было интересно «вообще было интересно», «работать», «посетить коучинг-семинар». Их удивило «опыт и вывод», «участие молодых людей и их потенциал», «три учителя». Результаты нашей совместной работы были более чем удовлетворительными. Мы реализовали задачи коучинга, А то, что их удивили «три учителя» можно было расценивать как комплимент. С коллегами провели анкетирование по проведенному коучингу. На вопрос «Были ли Вам понятны цели процесса коучинга?» все ответили «да», «понятно и доступно». Это говорило о том, что форма проведения коучинга была эффективной. На вопрос «Признаете ли Вы данные цели соответствующим Вашим потребностям?» Были ответы «Мое внимание как отца, должно быть на ребенке, на ученике», «Работа учителя предполагает много знать и уметь» «К каждому человеку надо относиться с уважением». Это свидетельствовало о том, что у учителей произошли изменения в сфере понимания современных подходов к обучению.... На вопрос «Были ли Вам продемонстрированы новые подходы в обучении и преподавании? Если да\нет, каковы они?» , были ответы « работа на уроках в группах, т.е. не только с учениками но и работа в группах с учителями». Они осознали важность групповой работы, поняли эффективность данной формы урока. На вопрос «Осознали ли Вы свою вовлеченность в период проведения коучинг занятия?» один ответ меня поразил «заставили отвлечься от всех проблем». Я думаю, что мы все таки хоть на немного, позволили учителям взглянуть на себя и свое преподавание другими глазами, позволили им быть самими собой, дали им «возможность самореализации». Вопрос «Изучили ли вы что то новое за время проведения коучинг занятия?» Мне понравился ответ «всем ученикам нужно внимание, не только к хорошистам». Это означает, что учитель теперь не сможет по старому работать, он что то новое привнесет в свое преподавание, он теперь внимательнее взглянет на своих учеников. По результатам самооценки, она была проведена по принципу: «Был активен» «Был очень активен», «Был пассивен», выяснилось что каждый учитель адекватно оценил свое участие, правдиво. После обработки результатов стало ясно, что многие загорелись новыми идеями и уже начали работу над своим преподаванием и обучением."
спасибо за информацию, это еще одно напоминание - слова, наши поступки - всё важно в жизни
Да, все верно. И еще..не зря говорят про силу сказанного слова "Тіл тас жарады, тас жармаса бас жарады". Значение имеют и слова и поступки, соответствующие им.
Успехов вам.
Спасибо, Сымбат
рахмет
Спасибо за очередную интересную идею!
😊приятно быть полезной