Книга Георгия Данаилова называется «Не убить Моцарта», и в этом праведно полемичном заголовке выражена суть его высокогуманистических убеждений: каждый из детей бесконечно талантлив, надо только подобрать ключ к дарованию, а это уж забота и печаль взрослых — родителей, учителей. Смотреть на дитя и видеть в нем незримое никому сплетение дарований — вот высшее педагогическое предназначение тех, кто отдает себя высокому делу воспитания. Говоря «не убить», автор как бы предполагает иную, трагическую, возможность — ведь можно и убить. Можно и убить Моцарта в ученике, которого не разглядел учитель. Кто же в ответе за это бескровное убийство? И какой криминолог докажет, что оно совершено и перед тобой не обыкновенный шалопай с тяжелой наследственностью, к чему так, к печали нашей, часто апеллирует учитель, совершающий грех.
Ах, наследственность! Какую подарила она извинимость учительскому несовершенству, педагогической бестактности, взрослому бездушию. Сколько списано и еще спишется! — на нее судеб, топорно обрубленных торопливыми, суетно спешащими за какими-то мнимыми, выдуманными целями ложно умудренными людьми. Педагогическая помощь в отличие от скорой медицинской должна быть неспешно внимательной и понимающей, словом, человечной, а человеческого-то как раз и недостает нам в погоне за успеваемостью, баллами, мероприятиями и всеми иными причиндалами, кои придают делу воспитания серьезность отчетной — в сводках — работы.
http://smena-online.ru/stories/kogda-my-smotrim-v-glaza-detei
http://smena-online.ru/stories/ne-ubit-motsarta-3/page/2
прекрасная статья
В очередной раз говорим об ответственности учителя за судьбу каждого ученика. Спасибо за глубокие мысли!