Здравствуйте, коллеги. Сегодня встречалась с менти, беседовали по поводу посещенного мной урока литературного чтения.Предложила попробовать использование метода чтения 5П для улучшения осознанного чтения у учащихся 2 класса на уроках литературного чтения.Наметили разработку серии уроков с включением этого метода.Хочется думать, что работа будет действительно плодотворная, и принесет пользу как учителю и ее ученикам.Провела уроки с использованием групповой формы работы в 10 и 11 классе.В 10 классе не всем детям нравится работать в группе, в рефлексии так и пишут, что БЫЛО ТЯЖЕЛО работать в группе. Думаю, что на следующий урок предоставлю им работать индивидуально.Настораживает то, что те ученики, которые не проявляли свою активность, когда сидели за партами в парах, продолжают отсиживаться, не принимая участия в групповой работе.Как работать с такими ребятами? Пока мотивация отсутствует, не будет никакого результата в обучении ( в принципе сама и ответила на свой вопрос). После коллективного обсуждения золотых правил при написании заявления при устройстве на работу (это было главным топиком урока), защиту предложила тем ребятам, которые по моим наблюдениям работали в группе не особо активно.Правильно ли я поступаю, не предоставляя выбор спикера самой группе? Хочу сказать, что в большей или меньшей степени учащимся 10 класса удалось защитить постер.
В классе предшкольной подготовки пока не вижу возможности применения групповой работы, так как закладываю азы произношения, вся работа строится устно, диалоги отрабатываем в парах. Но здесь очень хорошо вижу применение упражнений на развитие обоих полушарий головного мозга. Не у всех ребят получается сразу выполнить "Лезгинку" и "Кулак-ладонь". Дала рекомендации учителю, отрабатывать эти упражнения с ребятами на других занятиях.Полушария мозга на ранних стадиях развития имеют высокую пластичность.Вспомнились слова исследователей в этой области:Профессор Трауготт: «Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации».Профессор Хризман: «Исчезают правополушарники — генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию».Профессор Колесов: «Истинное мышление — образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятием, но и понять комплексно».
Практические рекомендации для учителей и родителей
1. Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.
2. Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения.
3. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.
4. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.
5. Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестает вас слушать и слышать.
6. Ругая девочку, помните о ее эмоциональной бурной реакции, которая мешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.
7. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
8. Ориентируйте программы и методики обучения на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте ему ситуацию успеха.
9. Обучая ребенка грамотному письму, не разрушайте основы «врожденной» грамотности. Ищите причины неграмотности ребенка, анализируйте его ошибки.
10. Не забывайте, что ваша оценка, данная ребенку, всегда субъективна и зависит от вашего типа асимметрии полушарий. Возможно, вы относитесь к разным типам мозговой организации и по-разному мыслите.
11. Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться.
12. Помните, что любой ребенок может чего-то не знать, не уметь, в чем-то ошибаться.
13. Лень ребенка — сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности.
14. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
15. Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребенка.
16. Сделайте своей главной заповедью — «Не навреди!»
Материал взят с сайта http://npvr.chat.ru/texts/difer_mentality.htm
Инна, спасибо, интересный материал. В эти правила можно добавить ещё несколько пунктов:
Инна, вы всё делаете правильно! Назначение выступающего и самой группой, и учителем в одинаковой степени имеют место быть. Я стараюсь до начала работы в группах обговаривать это с ребятами: выступающего (или выступающих) назначают они сами, или я по окончании работы группы определяю представителя, презентующего работу всей группы. Тогда обид и недоразумений со стороны учащихся не будет.
Воспитание внутри коллектива самим коллективом! Все новое - это хорошо забытое старое!
Инна,особенно актуально,наверно, для девочек нашей группы-"девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария)". Мы не капризничаем.
солидарна с Ириной, пока дети не будут сами воздействовать на молчунов, мы будем двигаться медленно