Каждый родитель стремится дать ребенку самое лучшее, максимально обеспечить ему успешное будущее. Многие считают, что главная составляющая успеха – раннее и всестороннее развитие. Изучение букв – первый шаг малыша на пути к чтению. У детских психологов не существует единого мнения относительно возраста, в котором стоит начинать обучение.
Когда начинать обучение алфавиту?
Одни педагоги считают, что изучать алфавит нужно как можно раньше – с 1,5-2х лет. Другие полагают, что это бессмысленно, поскольку маленький ребенок запоминает только то, что ему интересно. Осознанный интерес к чтению и буквам появляется у малышей в среднем к 4-5 годам.
Интеллектуальное развитие ребенка происходит поступательно, от простого к сложному. Сначала он осваивает то, что можно осязать физически: предметы (стол, стул, кружка), их размеры и свойства (теплый, мягкий, шершавый). Затем переходит к изучению сравнений и количественных понятий: много-мало, большой-маленький. И только после получения базовых представлений о мире он готов воспринять отвлеченные понятия.
Чтение и письмо относятся к отвлеченным понятиям. По мнению некоторых психологов, попытка обучить ребенка буквам в возрасте до 4х лет может навредить психике и отбить интерес к обучению в дальнейшем. Приступать к изучению алфавита нужно, когда малыш психологически созрел для такого рода знаний. Каждый ребенок развивается индивидуально.
Как правильно изучать с малышом азбуку?
Лучший способ обучения в дошкольном возрасте – игра. Дети до 7 лет познают мир исключительно через игровые формы. Первое знакомство с азбукой можно начать в 3-4 года. Купите малышу яркие развивающие игры с алфавитом: кубики, магниты на холодильник, паззлы, красочные наклейки.
Вторая особенность детского восприятия: они проще запоминают то, что можно потрогать. Чем объемнее или сложнее будет игрушка-алфавит, тем больший интерес она вызовет у ребенка, соответственно, обучение пойдет быстрее.
Не форсируйте события, не заставляйте малыша сразу запоминать названия букв. Пусть он привыкнет к новым играм, освоится. Важно показать ребенку, как пользоваться новыми игрушками: стройте с ним пирамидки, собирайте паззлы в картинки. Дети в этом возрасте очень любят проводить время с родителями.
Постепенно обращайте внимание ребенка на сами картинки (что здесь нарисовано? Гусь!). Затем можно делать акцент на соответствующих буквах (ГГГусь – это буква Г). Для простоты запоминания можно придумать каждой букве несложную ассоциативную картинку (смотри, буква Г похожа на сгорбленную бабу Ягу! Давай дорисуем ей ручки и ножки).
Затем переходите к этапу «узнавания». Ищите вместе с ребенком знакомые буквы на уличных вывесках, в детских передачах, на одежде (помнишь, у нас эта буква есть на кубике? она похожа на бабу Ягу. Помнишь, как она называется?). Не забывайте про игровые формы, например, попросите малыша закрасить фломастером все буквы «Г» на папиной газете. Надолго его не хватит, но процесс будет увлекательным, и искомая буква проще запомнится.
Важно!
В любой момент обучения сохраняйте позитивный настрой. Наберитесь терпения, не ругайте малыша за забывчивость или путаницу. Вы просто играете. Ребенку эта игра должна быть интересна и не утомительна. Помните, что в 3-4 года малыши не способны концентрировать внимание на одном предмете дольше нескольких минут.