Какие данные об учениках могут интересовать учителя и как собрать их, не тратя много времени.
Показатели учебного процесса — это не только посещаемость и оценки. Он состоит из мельчайших деталей, большинство из которых учитель не фиксирует для себя, а в лучшем случае запоминает. Оно и понятно: бумажной работы и так чересчур много, а учебная программа не вмещается в имеющиеся сроки и не позволяет долгих остановок на одной теме. Однако от тех данных, что можно собрать быстро, не стоит отказываться.
Какую статистику можно собирать?
Статистикой может быть всё что угодно. Это могут быть данные, которые учитель собирает самостоятельно, наблюдая за прогрессом класса и отдельных учеников, чтобы понять:
Какие оценки получает ученик за разные типы заданий, какова динамика его успехов?
Каковы типичные ошибки ученика?
Как часто у ученика возникают проблемы с дисциплиной, стали ли они более частыми или редкими?
Какова активность ученика на уроке? Стал ученик более активен или менее?
Также учитель может получать важные сведения благодаря обратной связи с учениками, узнав, к примеру:
Понравились ли ученикам тема урока, формат урока?
Сколько учеников усвоили тему и могут двигаться дальше, а скольким нужна дополнительная работа по теме?
Для того, чтобы сбор сведений не стал для вас унылой рутиной, нужно определить, какие именно данные вам нужны и для чего.
Например, вы знаете, что интерес и комфортная атмосфера на занятиях будут способствовать тому, что дети лучше усвоят материал. И хотите понять, удаётся ли подходящую атмосферу в классе организовать. Лучше всего будет не ориентироваться просто на свои ощущения, а узнать мнение самих детей.
С помощью небольших опросов вы можете за несколько минут собрать почти любые интересующие сведения. Попросите учеников оценить последние уроки; указать, что было интересного и запоминающегося, а что, наоборот, не понравилось; пусть они напишут, какие темы поняли не до конца.
Помните, что о многих вещах ученики скорее напишут (тем более, опрос может быть анонимным), чем будут говорить при всём классе.
На стене начальной школы Humboldt - доступные всем карточки со статистическими показателями
(источник: Edutopia.org)
Возможно, вы сторонник индивидуального подхода к ученикам, и стараетесь как можно чаще давать им задания, соответствующие их интересам и способностям. Проводя уроки и проверяя домашние задания, вы можете вести свои файлы или чек-листы с пометками относительно каждого ученика по тем вопросам, которые вас больше всего волнуют: дисциплина (вовремя ли пришёл или опоздал, получал ли замечания за поведение), инициативность (проявлял ли себя на уроке), успеваемость.
Или, к примеру, ваш предмет предполагает частые выступления учеников с докладами, и вы хотите, чтобы с помощью этого они научились уверенно держаться при выступлениях на публике в будущем. Полезным может оказаться подобный чек-лист:
Также полезным может оказаться подсчёт ошибок по результатам проверочной работы. В таком файле может содержаться статистика по основным ошибкам учеников, по типам заданий, которые им не удалось выполнить. Итогом проверочной работы и должны быть не столько оценки, сколько информация о том, каковы успехи класса.
Как может помочь ведение статистики?
Даже если вам кажется, что вы знаете своих учеников как облупленных и помните все их успехи и неудачи, ведение статистики класса всё равно может помочь. Вот несколько примеров того, как эта информация может пригодиться.
Статистика поможет вовремя заметить снижение интереса ученика к занятиям и исправить ситуацию прежде, чем она отразится на оценках.
Собранные данные станут важным аргументом в разговорах с учеником или его родителями об успехах в школе. Если вы оперируете конкретными цифрами, вашу критику будет сложно называть предвзятой, а к вашим рекомендациям и советам скорее прислушаются.
Статистика позволяет эффективнее распланировать ближайшие задачи для класса и индивидуальных учеников — на какой-то теме точно стоит остановиться подробнее, задание какого-то типа следует повторить при следующей контрольной работе, а этим трём ученикам стоит дать дополнительные материалы.
Собранные за год сведения можно будет использовать при разработке учебного плана на следующий год.
Анализ полученной информации позволит вам совершенствоваться как учителю — увидеть, какие уроки оказались менее эффективными, а какие более.
Делясь собранными данными с учениками, вы продемонстрируете им, по каким принципам выстраивается их оценивание и дадите понять, каких результатов от них ждёте, какую цель преследуете. Разговоры о результатах работы класса помогут мотивировать учеников добиться лучших показателей.
Когда учитель показал твой график успеваемости. Кадр из шоу «Futurama»
(источник: Futurama Wiki)
Как вести статистику?
Можно, конечно, и по старинке пользоваться каким-нибудь учительским блокнотом, но гораздо эффективнее и быстрее будет использовать доступные вам технологии.
Так, аналогом вашей записной книжки может стать сервис типа Evernote. Для опросов прекрасно подходит сервис Plickers, о котором мы уже писали. Также опросы и любое подобное взаимодействие можно организовать с помощью соцсетей: как обычных, так и специализированных — типа Edmondo, предназначенной именно для учителей и учеников.
Свежее приложение Kiddom (пока только на английском) позволяет учителю планировать уроки и задания с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика, оценивать их прогресс на удобных диаграммах и графиках.
Интерфейс Kiddom
(источник: Сlasstechtips.com)
Визуализация статистических данных вообще вещь нужная — такой информацией гораздо удобнее пользоваться и делиться с учениками и их родителями.
В комментариях к статье вы можете рассказать о своём опыте работы со статистикой в школе. Какие данные вы собирали, с помощью чего, какие результаты получили?https://newtonew.com
Спасибо за информацию