КГУ «Женская гимназия города Темиртау»
Открытый урок по теме:
Формула работы
(в рамках методической декады «Система работы с одарёнными детьми»)
Провела: Андреева А. В.
Класс: 4
Задачи: 1. актуализировать способность к решению задач на нахождение производительности труда, времени, затраченного на выполнение работы и объёма работы;
2. создать условия для самостоятельного (путем подводящего диалога) поиска детьми решения учебной задачи;зафиксировать способ решения задач с помощью формулы работы в речи и знаково: А = v t v = A : t t = A : v
3.сформировать умение использовать открытые знания на пракnbrt
Ход урока.
Организационный момент.
Мы рады приветствовать вас в нашем классе,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Мотивация
- Наш урок я хотела бы начать с просмотра небольшого видеоролика
Просмотр видеоролика «О важности труда»
- О чём говорит фраза сказанная президентом? (Успех страны – труд каждого человека).
- Как мы будем трудиться - настолько будет развита наша страна. Эту фраза мы вспомним в конце урока. И вы скажете, так как надо трудится, чтобы добиться больших успехов?
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии; постановка проблемы. Целеполагание.
1. Работа с формулами.
- Давайте окунёмся в мир математики, прочтём высказывание французского деятеля:
В математике нет символов для неясных мыслей. Анри Пуанкаре
- О каких символах идёт речь? (Формулах)
- Для чего они нужны? (Для решения задач, примеров)
- На уроках математики мы познакомились с различными формулами.
- Посмотрите на слайд, мы видим латинские буквы, составьте из данных букв, формулы которые вы знаете.
- Записываем столбиком и нумеруем каждую формулу.
(Показываю на доске:
1.
2.
3…….)
Вам дается 1 минута. (Ставлю таймер)
Закончили? А теперь прочертите линию карандашом после последней формулы.
- В течение 2 минут вам нужно будет собрать как можно больше ответов у своих друзей. Вы встанете с места, найдете пару не из своей команды, встанете рядом с ним и, молча просмотрев записи вашего партнера, скопируете те формулы, которых у вас нет. Записывать их будете также столбиком после горизонтальной линии, продолжая нумеровать их.
- И таким образом, вы должны встретиться с несколькими партнерами и собрать как можно больше вариантов формул.
- Ваше время пошло. (Ставлю таймер на 2 минуты).
Время вышло, поблагодарите друг друга и займите свои места.
- Сколько формул у вас получилось?
- Сравните с эталоном на доске. Назовите их. Недостающие формулы допишите.
- Обратите внимание не все формулы открылись?
- Какая задача будет стоять сегодня перед вами? (Сегодня на уроке мы откроем новые формулы.)
Целями урока будут являться:
Узнать … 1.Новые величины
Обозначить… 2.Обозначение величин буквами.
Установить… 3. Взаимосвязь между величинами.
Лист самооценки.
- Оцените себя. Обратите внимание на критерии оценки.
Критерии выставления оценок:
· «5» – без ошибок
· «4» – 1-2 ошибки
· «3» – 3-4 ошибки
· «2» – 5 и более ошибок
- Опрос результатов оценивания.
2. Эксперимент.
-Для этого мы проведем эксперимент. Вот песочные часы, песок высыпается в нижнюю часть за 1 минуту. Перед вами карточки с заданиями. Проведем «Блиц - турнир». Сколько заданий вы успеете выполнить за одну минуту?
1. Вычисли, чему равен периметр квадрата со стороной 60 см.____________
2. Чему равен периметр прямоугольника со сторонами 8 см и 7см?_______
3. Вычисли периметр треугольника со сторонами 30 см,40см,50см.________
4. Вычисли размер стороны квадрата, периметр которого равен 48 см._____
5. Вычисли размер длины прямоугольника, площадь которого равна 30 см и ширина равна 5 см.________
6. Вычисли площадь прямоугольника со сторонами 7 см и 4 см.______
7. Чему равна ширина прямоугольника, если площадь его 45см2, а
длина – 9 см?___________
- Минута закончилась. Проверяем. Кто решил всё.
- Проверим с доски.
240см, 30см, 120см, 12см, 10см, 28см2, 5см.
- Оцените свою работу.
Лист самооценки.
4. Открытие нового
1. Фронтальная беседа
-Сколько заданий за 1 минуту выполнили? (Опрос)
-Почему у вас получились разные ответы? (каждый решал со своей скоростью)
Вывод: У каждого из вас своя скорость работы.
-А сколько бы вы выполнили за 45 минут, если бы решали весь урок аналогичные задания? Запишите в тетрадях решение.
( 3 х 45=135 (з.); 4 х 45= 180 (з) и т. д.)
-Что такое 45 минут? (Время выполнения работы)
- Что обозначает число 3 (4,5,6,7)? (Количество заданий, выполняемых за 1 минуту, скорость работы за 1 минуту)
-А что обозначает число 135 (180,225,270,315)? (работа, которую можно выполнить за 45 мин).
-Что мы выполняли? (работу)
-С какой формулой мы сегодня познакомимся? (формулой работы)
- Запишите в кластер.
2. Знакомство с понятиями работы
На доске слова: производительность, цена, скорость, расстояние, время работы, работа, стоимость, время.
- Выберите, слова, которые, по вашему мнению, не относятся к понятию ФОРМУЛА РАБОТЫ. (убираем лишнее)
- В математике существуют понятия:
работа, время работы и производительность.
- Что такое работа? (выполнение всего объема работы) объем всей работы обозначим буквой А.
- Как вы понимаете время работы? (количество времени, потраченное на работу) время работы – t.
- А как вы понимаете слово «производительность»? (Что является у вас производительность?) (это объем работы или скорость, выполненной за единицу времени), производительность – буквой v,
3. Исследовательская работа.
Групповая работа с консультантами.
- Сейчас вы, исследуя задачи, самостоятельно попытаетесь вывести формулы и установить их взаимосвязь. А для этого предлагаю решить «вкусные задачи».
- Каждый самостоятельно решает задачи. Если вы затрудняетесь, у вас в группе есть консультант. Затем совместно вы выводите формулы работы. Сколько формул будет? Если вы не можете вывести формулы, воспользуйтесь карточкой- подсказкой (теория)
1. На масленичной неделе были горы вкусных блинов и на завтрак, и на обед, и на ужин. На завтрак мама выпекала 3 блина в минуту. Сколько блинов приготовила мама, работая 20 минут?
2. Наступило время обеда.«Мама приготовила 100 блинов за 20 минут. С какой производительностью работала мама?
3.На ужин мама испекла 30 блинов, со скоростью 2 блина в минут. Сколько времени ушло на приготовление блинов на ужин?
- Проверить правильность ваших выводов можно используя теоретический материал, на красной карточке? Если группа закончила поднимаете руку.
Самостоятельная работа учащихся.
- Запишите формулы на лист, и повесить на доску.
Проверка
- Вернёмся к нашему первому слайду и проверим, те ли формулы вы составили.
- Как называется работа, выполненная за единицу времени. (Производительность труда.)
- Как найти работу? Производительность? Время работы?
- Где вы можем использовать полученное знание? (При решении задач.)
- Какие задачи вы теперь сможете решать? (Задачи на работу.)
- Как измениться скорость работы или производительность работы мамы к вечеру, времени ужина? (Уменьшится, мама уже устала, да и кушать много на ночь вредно, поэтому блинов много печь не будут."
Закрепление.
Работа
A
Производительность v
Время
t
60 шт.
4шт./ч
…15ч
…160л
8л/мин.
20 мин.
450шт.
…30шт./сек
15сек
- С затруднением справились, цель достигли, что теперь? (Мы будем тренироваться в использовании открытой формулы.)
1. Решите задачи и заполните самостоятельно таблицу, обратите внимание на обозначение величин. Соедините, с формулами.
Проверка. Оценивание.
2. Для ОД. Резерв
- Выберите предложения, в которых говорится о производительности труда. Поставьте вопросы к задачам.
1. Наборщик за час набирает 10 страниц рукописного текста.
2. Дома нужно решить задачу и 2 уравнения.
3. Ученик решает за минуту 3 примера.
4. Часы показывают 12ч 37мин.
5. Грузчики за 6 ч выгрузили 114 мешков муки.
- Дополните выбранные предложения вопросами так, чтобы получились задачи.
6. Итог.
- А теперь давайте попробуем подвести итог нашего урока. Вернёмся к нашей фразе. Как необходимо трудиться, чтобы достичь успехов?
- Каждый из вас, наверное, понимает, что люди трудятся для того, чтобы создавать разные полезные вещи, услуги, продукты и так далее. И важным в труде каждого человека является его производительность, те скорость с которой он работает.
7. Домашнее задание ( два задания на выбор)
1. Решите задачи и узнайте, чему равна производительность, если:
а) Наталья съедает за 1 час 3 яблока.
б) Женя помогает маме готовить обед. Она за 2 минуты лепит 4 вареника.
в) За 1 год Таня прочитывает 8 книг.
г) Строитель кладет 60 кирпичей за 20 минут.
д) Миша моет 5 тарелок за 10 минут.
2. С помощью формулы работы составьте задачи, решите их и недостающие значения запишите в таблицу:
3. Подумайте, какую работу вы выполняете ежедневно дома, и составьте задачи, рассчитывающие вашу производительность в течение дня. Например, домашнее задание по математике вы делаете 30 минут, по природоведению – 10 минут, а по чтению – 20 минут, значит на выполнение домашних заданий по 3м предметам, вы тратите 60 минут. Так какая же ваша производительность при выполнении работы «домашнее задание»? Сравните свои результаты со своими одноклассниками.
8. Рефлексия.
- А теперь выясним все ли нам понятно в этой теме? На этом уроке мы с вами ставили такие цели, как найти формулу работы, научиться ее пользоваться и попробовать решать задачи с помощью формулы работы. .
У вас на столе лежат «Билетики на выход». Запишите на них:
3 формулы работы.
2 понятия, связанных с нашей темой
1 вопрос, в чем вы затруднялись на уроке.
Самоанализ урока.
Тема урока: «Формула работы».
Цель урока: построение формулы работы A= v х t; использование формулы для решения текстовых задач.
Задачи:
установить, какие величины описывают процесс выполнения работы, ввести обозначения этих величин;
установить взаимосвязь между величинами, т.е. построить формулу работы;
3)зафиксировать способ решения задач с помощью формулы работы в речи и знаково: А = х = : = : ;
формировать умение использовать открытые знания на практике;
формировать умение взаимоконтроля и самооценки.
Тип урока: открытие новых знаний.
На уроке использовались следующие методы:
- проблемного, частично-поискового обучения;
- интерактивные методы (работа в парах).
Форма обучения: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Планируемые результаты: знать формулу работы A=v t, устанавливать взаимосвязь между величинами, уметь использовать их для решения текстовых задач.
Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся. На протяжении всего урока использовала: практические, логические задания, мультимедийные средства для фомирования интереса к предмету. Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми: фронтальная(во время проверки раннее изученного материала), групповая (во время систематизации имеющихся знаний), работа в парах (для развития сотрудничества среди учащихся). Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля за само- и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя.