kz ru en

Авторизация


Психодиагностика и психологический практикум в тренинге

Психодиагностика и психологический практикум в тренинге

КГУ «Женская гимназия г.Темиртау»

Педагог-психолог Аксенова А.Ю.

При проведении психологических тренингов с подростками многие психологи считают целесообразным использовать такие виды ра­боты, как психологическое тестирование и психологический прак­тикум. Они не являются специфичными для тренинга, однако их применение в ряде случаев дает возможность увеличить эффектив­ность последнего.

Психодиагностические методики, применяемые в контексте тре­нинга, позволяют повысить эффективность решения задачи самопо­знания участников. Психологическая информация, полученная в ре­зультате использования каких-либо тестов, нередко воспринимается подростками как более обоснованная, чем полученная в ходе обрат­ной связи. Кроме того, результаты проведения психодиагностических методик дают богатый материал для групповых дискуссий.

Психодиагностические методики, используемые в контексте тре­нинговой работы, должны быть научно обоснованными и методически грамотно сконструированными, т. е. валидными и надежными. Много­численные «тесты» из популярных журналов и газет, созданные неиз­вестно кем, не обоснованные научно и не прошедшие апробирование, диагностируют соответственно неизвестно что или вообще ничего. В лучшем случае, они способны выполнять развлекательные функ­ции, но в работе профессионального психолога им не место.

На тренинге лучше пользоваться относительно короткими, простыми в проведении и обработке методиками. Если проведение тес­тирования или анкетирования занимает час-другой, а результаты возможно узнать вообще только на следующем занятии, то эту работу практически невозможно вписать в общую канву тренинга. По нашему мнению, оптимальная длительность тестирования в тренинге составляет не больше 15-20 минут (включая обработку результатов, выполняемую самими участниками), после этого следует переходить к обсуждению.

Желательно, чтобы психологический феномен, который диагнос­тирует методика, допускал возможность демонстрации в тренинговых условиях. В лучшем случае удается подобрать конкретное упражне­ние, в котором проявляются изучаемые с помощью методики психо­логические явления. Так, например, стили поведения в конфликтных ситуациях (методика Томаса—Гришиной) можно продемонстриро­вать на примере того, как ведут себя участники «встречного движе­ния» на узенькой полоске (упражнение «Встреча на узком мостике»).

Под психологическим практикумом в тренинге понимается орга­нично встроенная в его канву «демонстрация психологических фак­тов и феноменов» (Лидере, 2001, с. 147). Такая работа выступает ис­точником психологических знаний для участников, повышает инте­рес к занятиям, дает богатый материал для групповых дискуссий.

Психологические феномены демонстрируются при этом на самих участниках тренинга. Иногда часть участников выполняет упражне­ния, а остальные находятся в ролях наблюдателей. В таких случаях впоследствии проводится обсуждение, в котором участники излага­ют субъективное видение происходившего по ходу работы, а наблю­датели — объективное видение. Однако чаще всего задания выполня­ются всеми участниками одновременно. В этом случае они излагают в обсуждении субъективное видение происходившего, объективные же комментарии остаются за ведущим.

Иногда в психологический практикум в рамках тренинга встраивают упражнения по таким темам общей психологии, как «мышление», «ощущение», «восприятие» и т. д. (Лидере, 2001). На наш взгляд, рас­сматривать в тренинге эти темы сами по себе, без учета контекста межличностного общения, не очень продуктивно, поскольку органично встроить их в текущий контекст тренинговой работы удается редко и мри этом не решаются специфичные для тренинга задачи. Если ведущий считает нужным изучить с участниками тренинга эти разделы психологии, лучше провести отдельный практикум вне тренинга , а не прибегать к механическому объединению разных видов работы.

 В то же время почти любая тема из общей психологии может быть раскрыта в практикуме с социально-психологических позиций. Например, психологию восприятия можно изучать на примере изучения  человеком человека. Мышление можно связать  с социальным интеллектом и т. п. Подобный ракурс рассмотрения общепсихологиче­ских вопросов в контексте СПТ можно только приветствовать.

Тесно связаны с содержанием психологических тренингов и орга­нично дополняют его, например, следующие темы:

Наблюдение и наблюдательность в общении с другими людьми. Психология эмоций.

Психология межличностных коммуникаций.

Желательно, чтобы процедуры, используемые в психологических практикумах в рамках тренинга, отвечали следующим требованиям:

• Были органично связаны с общим контекстом тренинговой работы, направлены на изучение тех же феноменов, которые воспроизво­дятся в ролевых играх и обсуждаются в групповых дискуссиях.

• Обладали высокой надежностью, т. е. приводили бы к предполага­емым результатам в подавляющем большинстве случаев с мини­мальной зависимостью от внешних условий проведения и личност­ных особенностей испытуемых.

• Были наблюдаемы как извне, объективно, так и изнутри, субъек­тивно.

Допускали проведение в том же помещении, где идет тренинг, не требовали сложной или громоздкой аппаратуры, каких-либо труд­нодоступных расходных материалов и т. п.

Были относительно компактными, быстрыми в проведении и в ана­лизе результатов.

Ряд методик для психологического практикума, применимых в ра­боте с подростками, можно найти в «Атласе по психологии» (Гамезо, Домашенко, 1999), в книге А. Г. Лидерса (2001), а также в «Практику­ме по наблюдению и наблюдательности» (Регуш, 2001).

0
0

Комментарии (0)