Сценарий заседания родительского клуба
Тема: «Урок родительской любви»
КГУ «Женская гимназия г. Темиртау»
Педагог-психолог Аксенова А.Ю.
Цель: обучить родителей навыкам, любви к детям так, чтобы ребенок всегда чувствовал их любовь.
Приветствие.
Добрый день, постоянные участники и новички «Клуба молодых родителей».
Приветствуем вас на нашем заседании. Тема встречи «Урок родительской любви».
Для начала нам бы хотелось узнать, с чем вы пришли сегодня к нам?
Что вы ожидаете от сегодняшней встречи? (каждый участник получает лист, который разделен на 2 части: мои ожидания и что дало мне занятие).
Каждый родитель индивидуально заполняет 1 часть листа.
2. 3накомство.
Каждый участник называет свое имя, пропивая его.
Ведущий: Спасибо. Предлагаю вам задать любой вопрос соседу справа. Несколько секунд на раздумывание.
(Иногда участники тренинга изъявляют желание задать вопросы нескольким людям. Просьба
удовлетворяется. После вопросов и ответов у участников уходят страх, скука, душа просыпается, в глазах появляются свет, доброта и осмысленность.)
Ведущий: Продолжаем знакомство. Закончите, пожалуйста, такое предложение: «Мне нравится в себе...».
3.Упражнение на разогрев «Карандаши».
Участники встают в круг. В руках между ними находятся карандаши.
Задача участников: удерживая карандаши, выполнять команды ведущего (встать на носочки, присесть, сделать 2 шага вперед, наклониться влево, встать в ласточку).
4. Ознакомление с темой. Выступление психолога.
Ведущий: Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека — о родительской любви.
Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но для нас важно еще одно — как мы проявляем это чувство.
«Мне хочется, чтобы я почаще понимала, что я дорога своим родителям, чтобы чаще звучали ласковые слова, чтобы в семье не было скрытности, чтобы не считали, что я ребенок и ничего не понимаю», — так говорят дети о родительской любви. И мы любим их, наших родных детей. Но так ли? Правильно ли?
Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать ее. Наша задача — научиться проявлять любовь к ребенку, согревать его своей душевной добротой. Сегодня мы попытаемся построить модель человеческих отношений между родителями и ребенком.
Итак, ваши дети ответили на шесть вопросов анонимной анкеты. Сейчас я прочитаю некоторые ответы, после чего хотелось бы услышать ваше мнение об услышанном.
Для примера я взяла ответы одной группы (десятый класс) в сокращенном варианте.
Вопрос: Любят ли тебя родители?
Ответы: Да, любят, но не очень; Не знаю; Да, любовь проявляется во всем; Наверное, да, но я этого не чувствую; Конечно, любят; Мама — да, отец — нет: он уже бросил двоих своих предыдущих детей.
Для полноценного, гармоничного взаимодействия родителей с детьми нужна, прежде всего, безусловная любовь, т.е. любовь безоговорочная, основанная на принятии ребенка и потому не зависящая ни от внешности, ни от его способностей и даже от его сегодняшнего поведения.
Любить ребенка за то, что он есть.
Нередко можно услышать такое обращение от родителей к сыну или дочери: «Если ты будешь хорошим мальчиком, то я буду тебя любить». Это значит, что родитель сообщает ребенку, что принимают его условно, что любовь родителей надо заслужить. У ребенка возникает тревога и неуверенность.
Способы выражения любви многообразны и язык любви в каждой семье свой. Это: приветливые взгляды, ласковые прикосновения, внимание, слова поощрения, похвала.
Контакт глазами. В каких ситуациях мы чаще всего смотрим в глаза? К сожаленью, когда критикуем, поучаем, попрекаем, ругаем. «Ну- ка, посмотри мне в глаза! Что ты там еще натворил?», или еще хуже «Видеть тебя не хочу!».
Физический контакт. Объятия. Шалости с мальчиков с отцами, и даже девочки очень нуждаются в физическом контакте с отцом.
Внимание. Слушать и слышать своего ребенка.
Похвала, добрые слова, поощрение - прекрасный способ выражения родительской любви.
Вопрос: Как родители проявляют свою любовь к тебе?
Ответы:
Никак не проявляют: каждый день мама кричит на меня, читает нотации, а отцу наплевать на меня. (Ругань вызывает недоверие ребенка к родителям, приводит ко лжи.)
Стараются многое для меня сделать, устраивают различные поездки и т.д.
Мама прямо говорит, всегда делится своими проблемами. Папа говорит, что сейчас делает все, чтобы в будущем нам легче жилось, что всегда поможет. (Позиция родителей — чем помочь?)
Я знаю, что они меня любят, но иногда я специально говорю им, что они меня не любят, когда сильно ссорятся между собой. (Ссоры родителей на глазах у детей — неизгладимое впечатление для детской души. Любовь в семье делится между всеми ее членами.)
Всегда интересуются, как прошел день, целуют, как-то ласково называют. (Здесь родителям можно дать практическое задание — «Нежные слова».)
Волнуются за меня всегда, и иногда чересчур следят за моим настроением. По возможности делают какие-то подарки.
У меня все есть, кажется, большего со стороны родителей и не может быть: и любовь, и преданность, и интерес.., но я думаю, что это не все, чего-то недостает, а чего — не знаю.
Они внимательны, всегда готовы помочь, не игнорируют.
Они заботятся обо мне, наверное, как все родители. Может, они думают, что этого достаточно, но для меня — нет, чтобы понять, что они меня любят. (Отсутствует проявление любви.)
Никак.
Проявляют в чрезмерной заботе. (Чрезмерная опека.)
Не знаю.
Внимательность, беспокойство, интерес ко всем моим делам. (Задайте родителям вопрос: Как проявлять интерес к делам ребенка?)
Если есть любовь, то она всегда видна. И я ее вижу.
Вопрос: Хватает ли тебе душевного тепла со стороны родителей?
Ответы:
Да.
Нет.
Душевная теплота не всегда проявляется в каких-то действиях. Иногда большее внимание уделяется моему брату. Но тепло идет от сердца. Его можно увидеть в глазах человека.
Мне душевной теплоты хватает.
Я в нем не нуждаюсь.
Вполне, мне кажется, что его даже много.
Мне этого тепла не видно, я прекрасно обхожусь без него (Тревожность, обида, агрессия, уход в себя.)
Вопрос: Одинаково ли родители относятся к тебе и брату (сестре)?
Ответы:
Конечно, нет. Как можно одинаково относиться к людям неодинаковым по своим качествам, привычкам. Поэтому то, что мне говорят, что любят одинаково, — ерунда, например, отец привез сестре подарок из Алматы за 4000 тенге, а мне?
Нет, не одинаково, но все устраивает.
Нет, младшего брата они на руках носят.
Да, все устраивает.
С папой у нас с сестрой несколько натянутые отношения, наверное, это возрастное. И поэтому папа как бы отдалился от меня. А может, я сама виновата? Да, именно, так оно и есть.
Ведущий: Прошу вас поделиться своими впечатлениями об услышанном.
(Родители охотно делятся впечатлениями, своим опытом проявления любви к ребенку. Некоторые вспоминают, что сами росли в «холодных» семьях и перенесли этот неудачный опыт проявления любви в свои семьи.)
Пути проявления любви к ребенку:
уважение его желаний;
проявлять любовь постоянно (мягкость, приветливость, чуткость);
отдавать все свое свободное время без остатка.
Родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, когда он будет видеть, что она постоянно проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу.
С.Л. Соловейчик «Педагогика для всех»
Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне: «Мне послан ребенок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он так же призван к жизни, как и я, это нас объединяет — мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди; я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребенка... Я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю, принимаю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому что я его люблю. Я люблю его, и я благодарен ему за то. что он есть, и за то, что я могу его любить, и тем самым я возвышаюсь в духе своем.
Упражнения «Хвасталки».
«Я .... мой ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»
Упражнение «Сказкатерапия».
Каждая группа должна будет сочинить сказку, с учетом нашей сегодняшней темы, прослушав которую, ребенок сможет понять, что он единственный и неповторимый и родители его любят таким, какой он есть. Родители используют предложенные игрушки.
«Волшебная коробочка».
Каждый из участников из «Волшебной коробочки» вытягивает для себя пожелания.
Обратная связь.
Каждый родитель индивидуально заполняет 2 часть листа - что дало мне занятие, и по желанию, озвучивает.