kz ru en

Авторизация


Комплексное использование методов здоровьесберегающей технологии в учебном процессе.

Комплексное использование методов здоровьесберегающей технологии в учебном процессе.

 

 

Проблема применения  здоровьесберегающих технологий является актуальной, так как оно способствует сохранение и укрепление здоровья учащихся в учебном процессе важно для всего общества, поскольку лишь здоровые люди в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Здоровьесберегающие  образовательные технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (студентов, педагогов).

Возложение на учреждение и педагога такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье студентов - определяется следующими причинами:

Во-первых, взрослые (педагоги) всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми (студентами). Именно в образовательных учреждениях, под "присмотром" педагога, студенты проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.

Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье студентов - желательных и нежелательных - осуществляется именно в стенах образовательных учреждений.

В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, а лечением. Задача же образовательного учреждения иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье студентов в образовательных учреждениях - педагог.

 

Все здоровьесберегающие технологии подразделяются на типы:

 

Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

 

—        Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности студентов, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Существует несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, которые подразделяются:

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

 

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

 

 

ПРИНЦИПЫ:

—        Принцип не нанесения вреда

—        Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов

—        Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья)

—        Принцип непрерывности и преемственности (здоровьесберегающая работа проводится в ОУ каждый день и на каждом уроке с обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в рамках организационных мероприятий и непосредственно в учебно-воспитательной работе)

—        Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися (вопросы здоровья включены в содержание учебных программ, обеспечен здоровьесберегающий характер (результат) проведения процесса обучения).

—        Принцип соответствия сознания и организация обучения возрастным особенностям учащихся.

 

Приступая к реализации элементов здоровьясберегающих технологий, я стала осуществлять свою деятельность по трем направлениям:

 

—        Изменение мировоззрения педагога, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону, осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения.

—        Изменение отношения педагога к студенту. Педагог должен полностью принимать студента таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его способности.

—        Изменение отношения педагога к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие обучающихся с максимально сохраненным здоровьем.

 

В своей педагогической деятельности я использую следующие методы здоровьесберегающих технологий:

 

1. Методы, направленные на сохранение, укрепление и поддержание здоровья студентов (физкультминутки, смена действий на уроке, благоприятный психологический климат)

 

2. Методы, нацеленных на решение конкретных задач здоровьесбережения: предупреждение переутомления, нарушений зрения, оптимизацию физической нагрузки.

 

3. Комплексное использование различных технологий в содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе.

 

Реализуя методы здоровьесбережения  в своей деятельности, я пришла к выводу, что педагог должен проявить следующие умения:

 

—        анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;

—        владеть основами здорового образа жизни;

—        устанавливать контакт с коллективом студентов;

—        наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;

—        прогнозировать развитие своих студентов;

—        моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;

—        личным примером учить студентов заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.

 

Анализируя урок с позиции здоровьесбережения,   я стараюсь учитывать следующие аспекты:

 

-    Гигиенические условия в кабинете;

 

-    Число видов учебной деятельности, используемых педагогом;

 

-    Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. (Ориентировочная норма: 7–10 минут)

 

-   Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения студентов;

 

-    Умение педагога использовать возможности показа видеоматериалов ;

 

-    Физкультминутки и физкультпаузы;

 

-    Наличие у студентов мотивации к учебной деятельности на уроке:

 

-    Благоприятный психологический климат на уроке;

 

-    Темп и особенности окончания урока.

 

При реализации здоровьесберегающих технологий в учебный процессе можно сказать, что:

 

- Применение здоровьесберегающих технологий - по силам каждому преподавателю.

 

-  Вовремя сказанные слова одобрения, справедливая, хотя и строгая, оценка успехов студентов, уважительное отношение к ним формируют благоприятный психологический климат на занятиях, создают положительный эмоциональный фон, который способствует лучшему усвоению знаний студентов и формированию культуры здоровья.

 

-  Естественно, что на каждом занятии невозможно применять интерактивные, игровые технологии, поэтому больше улыбайтесь на занятиях – так мы сохраним здоровье и себе и нашим ученикам!

1
2

Комментарии (1)

Темирова Айнаш,
Преподаватель

Здоровье  - это залог успеха во всех делах