Отзыв на статью Т.Бредихиной
«Госаттестация: эффективный механизм контроля или пятое колесо в телеге»
В последнее время в образовании происходят глобальные изменения во всех сферах, в том числе и в сфере контроля за качеством образования. В статье Т.Бредихиной поднимается один из спорных вопросов – необходимость проведения аттестации организаций образования.
Данная статья вызвала живое обсуждение в коллективе, учитывая, что наша школа в феврале прошлого года прошла процедуру государственной аттестации и была аттестована комиссией Департамента по контролю в сфере образования Карагандинской области. Многие моменты, отраженные в статье, нашли поддержку у педагогов.
Обратная связь для регулирования работы школы важна и необходима. Школа получает ее из разных источников: благодаря работе Попечительских советов, от родительской общественности, при проведении ККД отделом образования, в дни открытых дверей, комментарии на сайте школы и отдела образования, обращения физических лиц и т.д. Мы считаем нецелесообразным проведение госаттестации, которая проводится один раз в пять лет и выявляет уже известные в школе проблемы. Решение данных проблем зачастую не может быть достигнуто школой самостоятельно. Например, оснащение школы современным оборудованием, кадровый дефицит, перегруженность школы, уровень вузовской подготовки молодых специалистов, уменьшение количества высококвалифицированных педагогов в связи с миграцией и выходом на пенсию.
Внешняя оценка работы школы важна, но она должна быть своевременной, корректной и эффективной. Например, при проведении ККД отмечаются положительные наработки, имеющиеся в школе, обозначаются проблемы, школа получает рекомендации по улучшению качества учебно-воспитательного процесса, организации внутришкольного контроля. При этом отсутствует излишняя нервозность. При проведении госаттестации комиссия нацелена на выявление нарушений в организации образования, при этом делается слабый акцент на достижениях школы, большее внимание уделяется документации, чем живой работе с обучающимися и педагогами. Все вместе это создает неоправданную стрессовую ситуацию в школе.
На сегодняшний день работа школы прозрачна, информация о ее деятельности доступна для всех заинтересованных лиц, благодаря базе НОБД, системе bilimal, работе школьных сайтов и сайтов отделов образования. Поэтому нет необходимости в проведении госаттестации с целью получения информации о количестве педагогов, их квалификации, количестве учащихся, проценте качества и успеваемости, материально-технической базе, занятых призовых местах в конкурсах и олимпиадах различного уровня и т.п.
Для проверки объективности оценивания учащихся необязательно проводить госаттестацию, т.к. это можно проследить по результатам ВОУД, ЕНТ, «Айкын».
Школы со стабильными хорошими показателями по всем направлениям воспринимают необходимость прохождения госаттестации как проявление недоверия к своей работе, тем более что эта процедура не помогает школе в решении насущных проблем.
Нурмуханов Б.Н., директор ШЛ №66 г. Караганды
Спасибо за отзыв!