•Символом
права является Фемида. Фемида – греческая богиня правосудия, символизирующая
высшую ценность права. Сама Фемида — закон; весы —
справедливость; меч —
наказание; повязка
на глазах —
беспристрастность.
•Права человека –
это те правила, которые должно соблюдать государство в лице органов власти по
отношению к своим гражданам. Права даются
человеку при рождении, их нельзя купить или заработать, они одинаковы для всех.
•В демократическом государстве они
оговариваются в Конституции и ставят отдельную личность, гражданина, в
преимущественное положение по отношению к государству.
Например: Конституции Республики Казахстан гласит:
•Статья
1
•1.
Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и
социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его
жизнь, права и свободы.
•Статья 12
• 1. В Республике Казахстан признаются и
гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией
•2.
Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются
абсолютными и неотчуждаемыми.
•Если
я жил бы в древнем мире или средних веках, то я больше уделял бы свое время и
усилия на физическое развитие, то есть это мое умение умело держать в руках меч
и щит. Тогда если честно, выживал только очень сильный в физическом плане
человек. Я не отрицаю, что в наше время не надо заниматься спортом, ведь всем
известно, что в здоровом теле, здоровый дух.
•Из древней Эллады до нас дошли прекрасные
слова, высеченные на камне: «Если хочешь быть сильным — бегай, хочешь быть
красивым — бегай, хочешь быть умным — бегай».
•Я
имел в виду, что тогда выживал только сильный человек. В наше время очень
актуально не умение крепко держать меч в руках, а мое умение в знаниях своих
прав, так как мы живем в демократическом государстве, где главное ценности
человека –это его права и свободы.
ИЗ ИСТОРИИ ПРАВА
•Для
того, что бы понять, что такое право – давайте обратимся к истории права.
•Важнейшие
дошедшие до наших дней памятники права Древнего Востока — законы Хаммурапи
(Вавилон) и законы Ману (Древняя Индия)
•Жеты
Жаргы (каз.
Жеті
Жарғы) —
это свод законов Казахского ханства при хане Тауке.
Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость
переработки и правовой базы организации казахского общества. Эта работа
проводилась весь XVII век и при хане Тауке
нашла свое закрепление в своде законов «Жеты
Жаргы»,
определившего
в последствии главные принципы государственного устройства и правопорядка в
Казахском ханстве.
•Мы
знаем имена трех великих сынов народа, трех славных мудрецов - Толе-би,
Казыбек-би
и Айтеке-би
принимавших участие в разработке «Жеты
Жаргы».
Они стали для казахов непреходящим символом единства. Их страстные речи
овладели умами потомков, как изречения из священных книг. Их историческое
значение перед казахским народом, их значимость в нашей истории невозможно
переоценить.
•И
в том, что мы сохранились как народ, что дали имя суверенному государству, что
водрузили нынче знамя независимости, в том, что на священной земле предков
проживаем в благополучии, мире и согласии, мы, нынешнее поколение казахов,
всецело обязаны им. И низко склоняем головы перед их бессмертной благословенной
памятью.
•Если не было «Жеты
Жаргы»,
то во время казахско
– джунгарских
войн, казахи как нация и этнос исчезли бы, как исчезли с исторической арены джунгары, истребленные Цинской
империей.
•Этот
сборник законов играл большую роль в процессе дальнейшей феодализации
казахского общества. Нельзя сказать, что эти законы были отмечены печатью
гуманизма, но все же благодаря Айтеке би
и другим биям,
принявшим участие в составлении законов, не были узаконены пережитки типа
кровной мести.
•Шокан Уалиханов
называл Левшина «Геродотом Казахского народа». Левшин высоко оценивал
деятельность хана Тауке,
сравнивая его со спартанским царем Ликургом, чьи законы стали обычным правом
древних греков на протяжении нескольких веков
•Так
же Левшин писал, «что во времена правления Тауке
хана птицы вили гнезда на спинах овец»,
что означало, что во времена правления хана Тауке
было все мирно и спокойно, и поэтому современники считали правление Тауке
хана «Золотым веком».
Жеты Жаргы
включал в себя следующие законы:
•Земельный
Закон (Жер
дауы),
в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.
•Семейно-брачный
закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и
обязанности супругов, имущественные права членов семьи.
•Военный
Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование
подразделений и выборов военачальников.
•Положение
о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.
•Уголовный
Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.
•Закон
о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.
•Закон
о вдовах (Жесiр
дауы),
регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также
обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.
•Кроме
«Жеты
Жаргы»
продолжало, использоваться в качестве
источника права и «Кодекс Касыма»,
особенно в области международного права.
•Отрывок
из «Жеты
Жаргы»
•
«
Сын посмевший поднять руку на отца, был позорно посажен на осла задом на перед
и был избит плетью».
• В
наши дни, было бы очень актуально применять такой вид наказания, тем сыновьям и
дочерям, которые ради заветных квадратных метров в городах, не то что поднимают
руки на своих стариков, а то и выгоняют
их из нажитых непосильном трудом квартир.
•Хотя статья- 27 Конституции РК гласит:
•2. Забота о детях и их воспитание
являются естественным правом и обязанностью родителей.
•3. совершеннолетние трудоспособные дети
обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.
•Но
к большому сожалению, с каждым годом в Казахстане увеличиваются процент
брошенных пожилых людей, сирот, вдов, разведенных женщин. Наше настоящее
заключается в неуважении, в безразличие и в равнодушии людей друг к другу.
•И
самое главное, в ходе работы над проектом, я пришел к мнению, что если включить
некоторые пункты из «Жеты Жаргы»
в законодательство, то количество сирот, многие из которых при живых родителях,
оставленные в детских домах, в разы уменьшились бы. И процент мелких хулиганств
среди подростков сократились бы. И сразу закрылись бы по стране все дома
престарелых, так как, у большинства пожилых есть родные дети.
•Люди
пожилого возраста – это наши мудрость, богатство и опыт, которые приходит
только со временем ,а мы молодое поколение - это наше – будущее.Только
в наших руках наше будущее!
•Свое
выступление хотелось бы закончить словами великого Айтеке
бия :
•«Если
ты богат, принеси пользу народу. Если ты воин, сокруши врага. Если же ты,
будучи богатым не принесешь пользу народу, будучи воином, не сразишь врага, то
станешь чужаком своего народа».