«Психолог и специалист в области образовательных измерений, Бенджамин Блум оказал влияние на целое поколение исследователей. Он доказал важность получения образования уже в ранние детские годы, инициировав пересмотр утвержденных принципов организации школьного обучения и распределения ресурсов. Последняя работа Блума, посвященная системе полного усвоения знаний, в перспективе может быть положена в основу новых подходов к детскому обучению.»
Т. ХЮСЕН
Бенджамин Блум родился в 1913 году в
Лэндсфорде, штат Пенсильвания, в еврейской семье, несколькими годами ранее
эмигрировавшей из России по причине царившей там атмосферы дискриминации. Отец
его был бедным портным, и Бен, как и многие ребята в его окружении, мечтал
стать учителем, поскольку эта профессия позволяла подняться по социальной
лестнице. В 1935 году он заканчивает Колледж штата Пенсильвания и становится
научным ассистентом Американской молодежной комиссии. После короткого участия в
проекте изучения общего образования он присоединяется к Восьмилетнему
образовательному проекту Ральфа Тайлера . Тайлер в то время возглавлял отделение
педагогики в Чикагском университете. Здесь Блум поступил в докторантуру и в
1942 году успешно защитил диссертацию. Он получает должность научного
сотрудника при экзаменационной комиссии Чикагского университета, затем –
экзаменатора университетского колледжа и в 1940 году становится профессором
педагогики. В Чикаго Блум работал вплоть до своего выхода на пенсию в 1990
году. Еще в начале карьеры Блум был участником международных проектов в Индии и
Израиле, а в 1961 году стал одним из основателей Международной ассоциации по
оценке достижений в сфере образования (International Association for the
Evaluation of Educational Achievement — IE А). Он входил в состав экспертной
группы, в 1960-е годы учредившей на территории США центры исследований и
развития, с 1965 по 1966 год возглавляя Американскую ассоциацию исследований в
области образования (American Educational Research Association — AERA). Среди
многочисленных признаний достижений Блума можно отметить награду AERA и
общества «Фи Дельта Каппа», полученную им в 1970 году за выдающиеся достижения
в области образования.
Работая под руководством Ральфа
Тайлера, Блум проникся глубоким пониманием теории и практики образовательного
оценивания — термин отражает задачи, которые выполнявшие оценивание эксперты
поставили перед собой. Блум работал над проблемой преобразования целей обучения
в инструменты измерения посредством конкретных поступков. Задача усложнялась
тем, что частично эти цели относились к эмоциональной сфере, т.е. речь шла об
оценке установок и интересов. В 1950-х годах Блум возглавлял комитет по
систематизации целей образования, учрежденный AERA. Первая книга Блума в
соавторстве с Дэвидом Кратволем «Таксономия целей обучения», опубликованная в
1956 году, была посвящена когнитивной сфере. Второй том, охватывающий сферу
эмоционального, вышел спустя восемь лет, в 1964 году.
В конце
1960-х годов Блум начал работать над созданием теории «полного усвоения
знаний». Согласно этой теории, преобладающее большинство студентов,
приблизительно 90-95%, способны усвоить базовые принципы, понятия и навыки,
если для этого им дается достаточно времени. Для Блума точкой отсчета в
исследовании полного усвоения знаний стала модель школьного обучения,
отработанная Джоном Кэрроллом в Гарвардском университете и позднее в Службе образовательного
тестирования в Принстоне. Согласно Кэрроллу, наиболее значительным
дифференцирующим фактором, стоящим за школьными достижениями, является время, а
не различия в разного рода учебных способностях. Причина, по которой различия в
школьных достижениях традиционно рассматривались в качестве результата
способностей ученика, заключалась в том, что на выполнение тестов,
предлагающихся студентам, как правило, отводится ограниченное время. В этом,
как утверждал Блум, и кроется главное объяснение, почему результаты тестов
распределяются согласно знаменитой Гауссовой колоколообразной кривой, т.е.
распределяются «нормально». Однако студенты, обладающие таким преимуществом,
как индивидуальное обучение (что традиционно являлось привилегией высших
социальных слоев), имели в своем распоряжении достаточно времени, чтобы выучить
необходимый материал. Различия, какие можно отметить в течение первого года
формального школьного обучения, значительно возрастают по мере углубления
учащегося в систему. Если же радикально индивидуализировать обучение и
варьировать его темп в зависимости от исходной подготовки ребенка, то 90%
учащихся можно привести к достижению учебных целей. Безусловно, подобное
заявление стало вызовом аксиоме «индивидуальных различий», занимавшей центральное
место в психологии образования.
Как отмечалось выше, в 1970 году Блум
получил премию AERA и «Фи Дельта Каппа» за выдающийся вклад в образовательные
исследования. В следующем году он был приглашен AERA прочесть лекцию по теме,
которую выберет сам. Предложенная Блумом формулировка оказалась провокационной
даже с учетом знака вопроса: «Индивидуальные различия стираются?»
Исследование,
основанное на идее полного усвоения знаний, сфокусировано на трех основных
факторах, которые, согласно Блуму, объясняют до 90% различий в успехах,
достигнутых в процессе традиционного школьного обучения. Первый фактор был
назван когнитивным исходным поведением — это знания и способности, которыми
ученик обладает в начале решения новой задачи. Диагностируя эти исходные различия
и адаптируя к ним учебно-педагогический процесс, можно сократить итоговые
различия до 50%. Второй фактор, эмоциональное исходное поведение, направлен на
то, чтобы сгладить возможное разочарование от первых неудач, которые сильно
влияют на мотивацию будущего обучения. В результате оптимальной стимуляции на
начальном этапе различия в итоговых достижениях могут быть сокращены до 25%.
Третий фактор состоит в том, что процесс обучения происходит с учетом среды и
времени, однако не последнюю роль играют также поощрение и индивидуальный
подход. Таким образом могут быть устранены еще 25% итоговых различий.
В 1976 году, после нескольких лет
дальнейших исследований системы полного усвоения знаний Блум попытался
«критически оценить» свою дидактическую модель, уже опробованную на практике
как в Америке, так и за ее пределами. Подведение итогов представлено в книге
«Человеческие особенности и школьное обучение» . В предисловии Блум в трех
простых тезисах излагает свою концепцию усвоения знаний. Когда он только начинал
исследования в области образовательного оценивания, наиболее распространенная
аксиома звучала так.
1.
Есть хорошие ученики, и есть ученики
плохие.
2.
Затем появилась модель школьного
обучения Кэрролла.
3.
Есть ученики, быстрее усваивающие
материал, а есть те, кто усваивает его медленнее.
Блум и его коллеги задались вопросом,
действительно ли дополнительное время и определенная помощь могут помочь
значительной доле учащихся достичь более существенных образовательных
результатов по сравнению с теми, что достигаются посредством традиционной
модели. Резюмировались эти изыскания следующим заключением.
Создавая
благоприятные для учебы условия, можно достичь значительно большего равенства
учащихся с точки зрения способностей к обучению, показателей обучаемости и
мотивации к последующему обучению.
Первую главу упомянутой выше книги Блум
закончил анти- меритократическим тезисом: современные общества больше не могут
довольствоваться отбором так называемых способных учеников, но должны найти
способ их развития.
В 1980 году с подзаголовком «Настольная
книга для родителей, учителей и других педагогов» вышел учебник «Все наше
детское обучение», посвященный теме полного усвоения знаний.
Следующим шагом в исследованиях Блума
стала попытка коренным образом изменить обучение в классах так, чтобы выйти на
формат группового обучения, которое оказывалось бы не менее эффективным, чем
индивидуальные занятия. Он называл это «проблемой двух сигм» (2 sigma problem)
. В 1984 году Блум опубликовал результаты экспериментов обучения в группе разными
методами. Некоторые из этих методов позволили разрешить «проблему двух сигм»,
т.е. ученики, обучавшиеся в группе, сумели достичь тех же результатов, в
отношении которых считалось, что они достижимы только с личным педагогом.
В начале 1980-х годов Блум начал
пятилетний проект, посвященный анализу развития способностей: объектом
послужили 120 одаренных молодых людей, получивших мировую известность в
математике, неврологии, плавании, теннисе, музыке и искусстве. Некоторые из
этих ребят считались вундеркиндами. Блум тщательно фиксировал условия их
обучения, тяжелый труд, необходимый для восхождения к вершине, и поддержку,
какую оказывали на этом пути родители и другие люди. Отчет об этих и других
исследованиях «талантов» был представлен в 1985 году в работе «Развитие
талантов у молодежи».
Как уже отмечалось, отправной точкой
исследования целей образования, а также теории и методологии образовательного
оценивания послужило участие Блума в Восьмилетием образовательном проекте и его
работа в Чикагском университете по реформе бакалавриата. Общим знаменателем
большей части всей этой работы стало изучение индивидуальных различий —
насколько они велики и что является их причиной.
После вступления в должность президента
США Линдона Джонсона была организована Рабочая группа, возглавляемая Джоном
Гарднером, психологом, глубоко интересующимся проблемами образования,
впоследствии — секретарем Департамента здравоохранения, образования и
социальной защиты. Рабочей группе было поручено подготовить предложения по
совершенствованию американского школьного образования, которые не противоречили
бы Конституции. Экспертное мнение Блума сыграло важнейшую роль в разработке
данных предложений, среди которых была программа компенсаторного обучения,
ставшего частью «войны против бедности». Суть программы состояла в
распределении ресурсов школьным округам с большой долей детей, выросших в
нищете или имевших определенные лингвистические трудности, поскольку английский
не был для них родным языком. В 1965 году Блум (вместе с Элисон Дэвис и
Робертом Хессом) опубликовал монографию, посвященную этим проблемам, —
«Компенсаторное образование для культурной депривации» .
С учетом опыта Блума в сфере
образовательного оценивания, приобретенного им в годы работы в должности
экзаменатора в Чикагском университете, неудивительно, что он участвовал и в
международных проектах в этой области. В начале 1960-х годов он становится
одним из основателей Международной ассоциации по оценке образовательных
достижений. Позднее представители ЮНЕСКО обратились к Блуму с предложением
подготовить международный семинар по этой теме. Откликнувшись на предложение,
Блум организовал такой семинар в 1971 году в шведском городе Гренна: в семинаре
приняли участие специалисты из двадцати пяти стран, а среди лекторов выступили такие
известные эксперты, как Ральф Тайлер и Джон Гудлэд. В том же году вышла книга
«Руководство по текущему и итоговому оцениванию учащихся». За ней последовала
книга «Оценка как способ совершенствования обучения». Возвращаясь к цитате,
приведенной в начале данного очерка, еще раз отметим: Бенджамин Блум
действительно был психологом, чей авторитет оказал влияние на целое поколение
ученых, ищущих путь повышения качества образования.