kz ru en

Авторизация


рефлексивная практика

Уважаемые коллеги! Поделитесь своими мыслями о влиянии рефлексивного преподавания на развитие мотивации школьников.
10
25

Комментарии (10)

Петрухина Светлана,
Преподаватель

Одной из главных задач   образования  является  формирование  у  ребенка  умений  и  навыков  рефлексивной  деятельности  как  источника  мотива  и  умения  учиться,  познавательных  интересов  и  готовности  к  успешному  обучению.

Рефлексия  предполагает  анализ  учениками  собственного  состояния,  переживаний,  мыслей  после  завершения  деятельности.  Это  попытка  отразить  происшедшее  с  моим  «Я»:  Что  я  думал?  Что  чувствовал?  Научился?  Что  меня  удивило?  Что  я  понял  и  не  понял?  и  др.  Она  позволяет  приучить  ученика  к  самоконтролю,  самооценке,  саморегулированию,  способствует  развитию  у  него  критического  мышления,  осознанного  отношения  к  своей  деятельности;  формирует  привычку  глубоко  осмысливать  события,  проблемы,  явления,  поведение.

Ребенку  необходимы  рефлексивные  умения  и  навыки  не  только  для  того,  чтобы  успешно  учиться,  но  и,  как  отмечает  Я.  Кодлюк,  для  того,  чтобы  понять  учебную  задачу,  осознать  недостаточность  имеющихся  знаний  и  умений  .  Уровень  развития  этих  умений  существенно  определяет  качество  нашей  повседневной  жизни.  Отсюда  следует,  что  рефлексивные  умения  должны  быть  целью  образования,  одним  из  основных  приоритетов  формирования  компетенции  личностного  самосовершенствования,  а  для  этого  необходимо  создать  такую  образовательную  среду,  которая  бы  побудила  ученика  к  саморазвитию.

Крючкова Ольга,
Преподаватель

Развитие мотивации- очень важная составляющая деятельности любого педагога.  Все мы знаем, что высокий уровень мотивации как правило, наблюдается у детей с хорошими показателями в обучении. Проработав  полугодие после окончания курсов могу сказать, что преподавание с использованием рефлексивной практики действительно помогает развивать мотивацию учащихся. Дело в том, что рефлексируя, ребенок "обращается к себе" и, как правило, ему удается сделать правильные выводы. Хочу добавить, что очень часто просматривая рефлексию детей я понимала, что именно необходимо изменить в моем преподавании.  Кстати, рефлексия сокращает дистанцию между учителем и учеником.

Сайфуллин Халил,
Преподаватель

Центральную роль в учебной деятельности играет учебно-познавательный интерес. Именно он и может обеспечить протекание полноценной учебной деятельности, поскольку он ориентирует ученика непосредственно на процесс решения содержательных задач. Однако большую роль в формировании рефлексивной способности играют учебные действия контроля и оценки. Выполнение действий контроля и оценки предполагает обращение внимания школьником к содержанию собственных действий, к рассмотрению их оснований с точки зрения требуемого задачей результата.

Оценка способа действия для детей нашей системы является необходимостью. И уже многие дети могут самостоятельно «изобрести» алгоритм способа действия, т.е. пошаговый алгоритм, действуя осознанно, понимая: чтобы выполнить какое-то задание, необходимо выполнить ряд шагов в строго определенном порядке

Контроль позволяет ученику, меняя операционный состав действий, выявлять их связь с теми или иными особенностями условий решаемой задачи и свойствами получаемого результата. Благодаря этому контроль обеспечивает нужную полноту операционного состава действий и правильность их выполнения.

На уроках я постоянно использую три ключевые вопроса: ЧТО? КАК? ПОЧЕМУ? Именно они помогают ребенку осознанно подойти к созданию алгоритма способа действия, используя который они потом смогут произвести контроль выполнения задания. Также активно применяю коммуникативные технологии. В групповых работах пытаюсь развести спор, чтобы спор был содержательным, учу детей формулировать свою точку зрения («Я считаю, что…»; выяснить точки зрения своих товарищей («Как ты думаешь?», «Как ты считаешь?»); обнаруживать разницу точек зрения («Интересно, что ты думаешь иначе…»); попытаться разрешить разногласие с помощью логических аргументов, не переводя логическое противоречие в личностные отношения («Я не совсем с тобой согласен…», «Я думаю иначе…», «Я готов объяснить…»).

Рефлексивность, как личностное качество, стимулирует потребность ребенка в самовоспитании, самосознании, самосовершенствовании и тесно связана с развитием творческих способностей ребенка, осмыслением собственной деятельности не только «для себя», но и «для других».

 

Кривец Ирина,
Преподаватель

Светлана, спасибо! Очень ценна ссылка на исследование этого вопроса! 

Кривец Ирина,
Преподаватель

Ольга, спасибо за комментарий! Для меня очень важно Ваше мнение, так как именно над этой темой я собираюсь работать в период практики! 

Кривец Ирина,
Преподаватель

Халил, спасибо за Ваши советы! Они очень ценны, особенно в практической деятельности!

Оноприенко Надежда,
Преподаватель

Рефлексия- это важно для планирования своей деятельности.

Кривец Ирина,
Преподаватель

Спасибо!

Войтова Инна,
Преподаватель

Не зря в переводе с латинского рефлексия означает «обращение назад». Рефлексия важна как для учителей, так и для учеников. Часто в беседе с родителями, стараюсь беседу построить таким образом, чтобы они сами оценили свои действия ("помощь") своим детям, и, возможно, сами попробовали найти выход из сложившейся ситуации. Рефлексия очень важна для всех, кто участвует в процессе обучения!

Кривец Ирина,
Преподаватель

Я полностью согласна с Вашими словами. прошедшая практика утвердила меня в правильности выбора темы "Рефлексивное преподавание как средство повышения мотивации учащихся 5-9 классов". Рефлексивный опыт повышает мотивацию не только у учеников, но и у учителей.