Одной из главных задач образования является формирование у ребенка умений и навыков рефлексивной деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Рефлексия предполагает анализ учениками собственного состояния, переживаний, мыслей после завершения деятельности. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Научился? Что меня удивило? Что я понял и не понял? и др. Она позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию, способствует развитию у него критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности; формирует привычку глубоко осмысливать события, проблемы, явления, поведение.
Ребенку необходимы рефлексивные умения и навыки не только для того, чтобы успешно учиться, но и, как отмечает Я. Кодлюк, для того, чтобы понять учебную задачу, осознать недостаточность имеющихся знаний и умений . Уровень развития этих умений существенно определяет качество нашей повседневной жизни. Отсюда следует, что рефлексивные умения должны быть целью образования, одним из основных приоритетов формирования компетенции личностного самосовершенствования, а для этого необходимо создать такую образовательную среду, которая бы побудила ученика к саморазвитию.
Развитие мотивации- очень важная составляющая деятельности любого педагога. Все мы знаем, что высокий уровень мотивации как правило, наблюдается у детей с хорошими показателями в обучении. Проработав полугодие после окончания курсов могу сказать, что преподавание с использованием рефлексивной практики действительно помогает развивать мотивацию учащихся. Дело в том, что рефлексируя, ребенок "обращается к себе" и, как правило, ему удается сделать правильные выводы. Хочу добавить, что очень часто просматривая рефлексию детей я понимала, что именно необходимо изменить в моем преподавании. Кстати, рефлексия сокращает дистанцию между учителем и учеником.
Центральную
роль в учебной деятельности играет учебно-познавательный интерес. Именно он и
может обеспечить протекание полноценной учебной деятельности, поскольку он
ориентирует ученика непосредственно на процесс решения содержательных задач. Однако
большую роль в формировании рефлексивной способности играют учебные действия
контроля и оценки. Выполнение действий контроля и оценки предполагает обращение
внимания школьником к содержанию собственных действий, к рассмотрению их оснований
с точки зрения требуемого задачей результата.
Оценка
способа действия для детей нашей системы является необходимостью. И уже многие
дети могут самостоятельно «изобрести» алгоритм способа действия, т.е. пошаговый
алгоритм, действуя осознанно, понимая: чтобы выполнить какое-то задание,
необходимо выполнить ряд шагов в строго определенном порядке
Контроль
позволяет ученику, меняя операционный состав действий, выявлять их связь с теми
или иными особенностями условий решаемой задачи и свойствами получаемого
результата. Благодаря этому контроль обеспечивает нужную полноту операционного
состава действий и правильность их выполнения.
На
уроках я постоянно использую три ключевые вопроса: ЧТО? КАК? ПОЧЕМУ? Именно они
помогают ребенку осознанно подойти к созданию алгоритма способа действия,
используя который они потом смогут произвести контроль выполнения задания.
Также активно применяю коммуникативные технологии. В групповых работах пытаюсь
развести спор, чтобы спор был содержательным, учу детей формулировать свою
точку зрения («Я считаю, что…»; выяснить точки зрения своих товарищей («Как ты
думаешь?», «Как ты считаешь?»); обнаруживать разницу точек зрения («Интересно,
что ты думаешь иначе…»); попытаться разрешить разногласие с помощью логических
аргументов, не переводя логическое противоречие в личностные отношения («Я не
совсем с тобой согласен…», «Я думаю иначе…», «Я готов объяснить…»).
Рефлексивность,
как личностное качество, стимулирует потребность ребенка в самовоспитании,
самосознании, самосовершенствовании и тесно связана с развитием творческих
способностей ребенка, осмыслением собственной деятельности не только «для
себя», но и «для других».
Не зря в переводе с латинского рефлексия означает «обращение назад». Рефлексия важна как для учителей, так и для учеников. Часто в беседе с родителями, стараюсь беседу построить таким образом, чтобы они сами оценили свои действия ("помощь") своим детям, и, возможно, сами попробовали найти выход из сложившейся ситуации. Рефлексия очень важна для всех, кто участвует в процессе обучения!
Я полностью согласна с Вашими словами. прошедшая практика утвердила меня в правильности выбора темы "Рефлексивное преподавание как средство повышения мотивации учащихся 5-9 классов". Рефлексивный опыт повышает мотивацию не только у учеников, но и у учителей.
Одной из главных задач образования является формирование у ребенка умений и навыков рефлексивной деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Рефлексия предполагает анализ учениками собственного состояния, переживаний, мыслей после завершения деятельности. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Научился? Что меня удивило? Что я понял и не понял? и др. Она позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию, способствует развитию у него критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности; формирует привычку глубоко осмысливать события, проблемы, явления, поведение.
Ребенку необходимы рефлексивные умения и навыки не только для того, чтобы успешно учиться, но и, как отмечает Я. Кодлюк, для того, чтобы понять учебную задачу, осознать недостаточность имеющихся знаний и умений . Уровень развития этих умений существенно определяет качество нашей повседневной жизни. Отсюда следует, что рефлексивные умения должны быть целью образования, одним из основных приоритетов формирования компетенции личностного самосовершенствования, а для этого необходимо создать такую образовательную среду, которая бы побудила ученика к саморазвитию.
Развитие мотивации- очень важная составляющая деятельности любого педагога. Все мы знаем, что высокий уровень мотивации как правило, наблюдается у детей с хорошими показателями в обучении. Проработав полугодие после окончания курсов могу сказать, что преподавание с использованием рефлексивной практики действительно помогает развивать мотивацию учащихся. Дело в том, что рефлексируя, ребенок "обращается к себе" и, как правило, ему удается сделать правильные выводы. Хочу добавить, что очень часто просматривая рефлексию детей я понимала, что именно необходимо изменить в моем преподавании. Кстати, рефлексия сокращает дистанцию между учителем и учеником.
Центральную роль в учебной деятельности играет учебно-познавательный интерес. Именно он и может обеспечить протекание полноценной учебной деятельности, поскольку он ориентирует ученика непосредственно на процесс решения содержательных задач. Однако большую роль в формировании рефлексивной способности играют учебные действия контроля и оценки. Выполнение действий контроля и оценки предполагает обращение внимания школьником к содержанию собственных действий, к рассмотрению их оснований с точки зрения требуемого задачей результата.
Оценка способа действия для детей нашей системы является необходимостью. И уже многие дети могут самостоятельно «изобрести» алгоритм способа действия, т.е. пошаговый алгоритм, действуя осознанно, понимая: чтобы выполнить какое-то задание, необходимо выполнить ряд шагов в строго определенном порядке
Контроль позволяет ученику, меняя операционный состав действий, выявлять их связь с теми или иными особенностями условий решаемой задачи и свойствами получаемого результата. Благодаря этому контроль обеспечивает нужную полноту операционного состава действий и правильность их выполнения.
На уроках я постоянно использую три ключевые вопроса: ЧТО? КАК? ПОЧЕМУ? Именно они помогают ребенку осознанно подойти к созданию алгоритма способа действия, используя который они потом смогут произвести контроль выполнения задания. Также активно применяю коммуникативные технологии. В групповых работах пытаюсь развести спор, чтобы спор был содержательным, учу детей формулировать свою точку зрения («Я считаю, что…»; выяснить точки зрения своих товарищей («Как ты думаешь?», «Как ты считаешь?»); обнаруживать разницу точек зрения («Интересно, что ты думаешь иначе…»); попытаться разрешить разногласие с помощью логических аргументов, не переводя логическое противоречие в личностные отношения («Я не совсем с тобой согласен…», «Я думаю иначе…», «Я готов объяснить…»).
Рефлексивность, как личностное качество, стимулирует потребность ребенка в самовоспитании, самосознании, самосовершенствовании и тесно связана с развитием творческих способностей ребенка, осмыслением собственной деятельности не только «для себя», но и «для других».
Светлана, спасибо! Очень ценна ссылка на исследование этого вопроса!
Ольга, спасибо за комментарий! Для меня очень важно Ваше мнение, так как именно над этой темой я собираюсь работать в период практики!
Халил, спасибо за Ваши советы! Они очень ценны, особенно в практической деятельности!
Рефлексия- это важно для планирования своей деятельности.
Спасибо!
Не зря в переводе с латинского рефлексия означает «обращение назад». Рефлексия важна как для учителей, так и для учеников. Часто в беседе с родителями, стараюсь беседу построить таким образом, чтобы они сами оценили свои действия ("помощь") своим детям, и, возможно, сами попробовали найти выход из сложившейся ситуации. Рефлексия очень важна для всех, кто участвует в процессе обучения!
Я полностью согласна с Вашими словами. прошедшая практика утвердила меня в правильности выбора темы "Рефлексивное преподавание как средство повышения мотивации учащихся 5-9 классов". Рефлексивный опыт повышает мотивацию не только у учеников, но и у учителей.