Предисловие
Буквально за пару дней до этого автор, заканчивая разгребать ворох рутины, связанной с отчетами и планированием предстоящей работы, получил задание набросать вариант некоего текста на 2-3 абзаца. Желая добавить тексту «личного характера», он решил написать об учительском труде.
В «набросанном» тексте присутствовала фраза «…мы с Вами день ото дня приоткрываем завесу неизвестного и увлекательного мира знаний перед горящими глазами подрастающего поколения. И каждый новый день ставит перед нами все новые и новые задачи…»
Автор посчитал, что получилось довольно поэтично.
Как все удивительно связано в этом мире!
Дни подготовки пролетели. Думаю, Вам приходилось сталкиваться с участием в проведении подобных мероприятий. Корпоративный дух… Имидж… Волнение… «Лишь бы не забыть чего-нибудь!»
И вот, второе пленарное заседание второго дня! Выступает Гордон Стобарт Почетный Профессор Образования Института Образования, Университет Лондона. На одном из слайдов картинка, приведенная ниже.
Стобарт:
- Внимательно осмотрите ее и запомните! У Вас есть 2 минуты.
- Готовы?
Переходит на следующий слайд.
- Напишите число 18725, используя символы с картинки на предыдущем слайде!
- Справились?
Автор доволен собой – сформировав для себя мнемоническое правило и применив его, он представил себе последовательность ломаных кривых (ручки с блокнотом не оказалось под рукой).
Стобарт:
- Наверное, было сложно?
Автор смущенно улыбается про себя: «Что Вы, профессор, раз плюнуть – я читал книжки по развитию памяти, мнемонике и еще много чего.» (Читают ли учащиеся такие книжки? Сколько? Все? Многие? Единицы?)
Стобарт:
- Что, если я попрошу Вас записать другое число?
- Как долго Вы еще сможете пользоваться полученными знаниями?
- А если бы я дал Вам те же знания, но в таком виде? (Следующий слайд)
У автора ШОК! Помните Предисловие? «…мы с Вами день ото дня приоткрываем завесу неизвестного и увлекательного мира знаний перед горящими глазами подрастающего поколения…» Ведь совсем недавно (в конце 2012 года), начиная новый образовательный проект, мы обсуждали важность некой «Дорожной карты» по предмету, по которой учащийся мог бы понимать, где он находится сейчас, как сюда дошел и куда направиться далее. В прочем, это тема для другого (отдельного) разговора.
Стобарт:
- Думаю, что теперь Вы сможете записать любое число даже через год или два!
- Интересно, сколько нужно времени для запоминания этого правила?
Потом Профессор рассказал о том, как обычно проходит работа учителя с классом. (Автор не имеет отношения к тексту ниже – это всё Профессор, ссылаясь на исследование Джона Хэтти (2012))
- Учителя говорят 70-80% времени, отведенного на урок, задают 200-300 вопросов в день, 60% повторения, 20% организационных моментов (Кто сделал домашнюю работу сегодня? Почему ты опоздал? Как ты мог забыть тетрадь?). Менее 5 процентов времени отводится на обсуждение значимых идей или работу в группах. 70% произнесенных учащимися ответов получены менее, чем за 5 секунд (как правило, 3 слова. Например, «Я не знаю»). Даже не 30 секунд! Они не дают детям подумать! Как правило это выглядит так «Что получится, если… (5 секунд) Не знаете? Тогда, я сам отвечу!»
«Театр одного актера,» - подумал автор: «Хорошо, что Профессор и источник представляют Англию и Новую Зеландию, а не нашу страну! У нас-то не так.»
Продолжение следует…