Сферой профессиональной деятельности является: музыкальное образование.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- общеобразовательные школы;
- лицеи;
- гимназии.
Предметы профессиональной деятельности - уроки музыки, внеклассная музыкально-воспитательная, организационно-пропагандистская работа в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях.
Виды профессиональной деятельности.
Бакалавры по специальности Музыкальное образование могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- организационно-управленческую: осуществлять организацию музыкальной, культурно-просветительской деятельности с детьми в общеобразовательных организациях различного типа;
- производственно-технологическую: выполнять функции классного руководителя, организатора, просветителя, пропагандиста в музыкальной работе со школьниками;
- экспериментально-исследовательскую: на научной основе организовывать свой труд, используя современные информационные технологии; проводить педагогический эксперимент, исходя из возрастных и индивидуально- типологических особенностей учащихся;
- образовательную (педагогическую): проводить уроки музыки и внеклассные музыкальные занятия, вести педагогический контроль за музыкальным развитием школьников.
Направления профессиональной деятельности:
- музыкально-педагогическое;
- художественно-эстетическое.
Содержание профессиональной деятельности:
- осуществлять педагогическую деятельность в системе образования, вести занятия в общеобразовательных школах в должности учителя музыки.
Требования к ключевым компетенциям выпускника по специальности 0108000 - Музыкальное образование:
Имеет представление: об истории, современном состоянии и тенденциях развития музыкально-педагогического образования; о теории, методологии и практике художественно-эстетического воспитания личности;
Знает:
- цели и задачи музыкального образования и воспитания в школе;
- основы музыковедческой науки, методы музыкально-педагогических исследований в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
- дисциплины психолого-педагогического цикла: педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания музыки; методику воспитательной работы (в т.ч. методику работы классного руководителя, воспитательной работы во внешкольных организациях, проф-ориентационной работы);
- музыкально-теоретические дисциплины, в том числе: элементарную теорию музыки, историю музыки (различные направления, эпохи, школы, концептуальные основы), сольфеджио, гармонию, полифонию, анализ музыкальных произведений;
- специальные дисциплины: владение музыкальным инструментом (фортепиано, баян, домбра); дирижирование, чтение и аранжировка музыкальных произведений; хоровой класс; постановка голоса; концертмейстерские умения;
- историю развития отечественной и зарубежной музыкальной культуры, творчество композиторов;
- музыкальные интересы, творчество и художественные вкусы учащихся;
- вопросы планирования и учета музыкальной работы в школе;
- анатомо-психофизиологические основы развития детского голоса и его охраны;
- методику воспитания вокально-хоровых навыков у учащихся, приемы и методы слушания музыки;
- методику обучения музыкальной грамоте, развития музыкально-слуховых представлений у детей;
- методику проведения внеклассной и внешкольной музыкальной работы;
- специфику музыкального искусства, особенности художественно-образного языка, познавательную и воспитательную роль музыки;
- теорию и методику обучения и воспитания, педагогику и психологию;
- методику преподавания историко-теоретических и музыкально-исполнительских дисциплин; содержание и задачи музыкального образования;
- школьные программы, учебники и пособия по предметам музыкального цикла;
- требования к оборудованию кабинета музыки;
- содержание и организацию учебных экскурсий;
Умеет:
- применять в педагогической деятельности полученные знания в области музыкального образования при решении педагогических, учебно-воспитательных и научно-методических задач с учетом возрастных и индивидуально-типологических различий учащихся, социально-психологических особенностей ученических коллективов и конкретных педагогических ситуаций;
- вести преподавательскую и учебно-воспитательную работу; определять степень и глубину усвоения учащимися программного материала, выявлять и оценивать их индивидуальные музыкальные способности; пользоваться разно- образными методами и формами обучения, прогрессивными приемами руководства учебной, трудовой, общественной и художественно-творческой деятельности обучаемых;
- использовать в педагогическом процессе учебно-лабораторное оборудование, специальную аппаратуру и компьютерную технику;
- ставить и решать с позиций комплексного подхода конкретные учебно-воспитательные задачи, исходя из общих целей образования;
- осуществлять перспективное и текущее планирование педагогической деятельности;
- использовать разнообразные формы, методы и средства обучения, прогрессивные приемы руководства различными видами деятельности учащихся (учебно-познавательная, трудовая, общественная, игровая, спортивная, художественно-творческая);
- применять методические знания в организации учебно-воспитательного процесса;
- владеть основными вокально-исполнительскими навыками (интонирование, дыхание, дикция); умениями аккомпанировать, импровизировать, осуществлять чтение нот с листа, транспонировать хоровые партитуры, сольфеджировать и тактировать песни (мелодию); руководить хоровым коллективом; дирижировать; отбирать произведения школьного репертуара в соответствии с принципами доступности, тематичности, идейности, эмоциональности; проводить комплексный вокально-хоровой анализ песен; анализировать произведения в процессе слушания музыки;
- доступно объяснять характер и содержание музыки детям; пробуждать и поддерживать к ней познавательный интерес и любовь; использовать музыкальные радио- и телепередачи на занятиях в школе;
- обобщать и распространять передовой педагогический опыт; систематически повышать свою профессиональную квалификацию; вести лекционную и просветительскую работу.
Имеет навыки:
-исполнения на музыкальных инструментах;
- пения вокально-хоровых произведений школьного репертуара и образцов народного творчества;
- дирижерской техники;
- концертмейстерского мастерства (чтение с листа, транспонирование, не сложные обработки, переложения, транскрипции, подбор по слуху мелодии и аккомпанемента);
быть компетентным:
- в отборе и использовании учебной информации; в выпускаемой специальной литературе; в компьютерной (аудио и видео) продукции по профилю подготовки и смежным вопросам; в опытно-экспериментальной и учебно-методической деятельности.