Квалификационная характеристика специальности – Физическая культура и спорт
Сфера профессиональной деятельности по ФКиС:
- физическая культура, физическое воспитание;
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- государственные, общественные, частные образовательные организации, (дошкольные, школьные), детские спортивные школы и клубы;
Предметы профессиональной деятельности:
- учебно-воспитательный процесс по ФК и С, физическое здоровье учащихся и лиц разного возраста, занимающихся физической культурой;
- организация педагогической, учебно- воспитательной, научно-методической
в системе школьного образования по физической культуре и спорту, рекреации и реабилитации;
- инновационные технологии, научно- методический контроль за эффективностью, методов физического воспитания, спортивной тренировки лиц занимающихся физической культурой и спортом;
- развитие и совершенствование физических качеств, технико-тактического мастерства;
- воспитание моральных, волевых качеств, психологической устойчивости;
- организация спортивных мероприятий и массовых, праздничных спортивных выступлений.
Виды профессиональной деятельности
Выпускники по специальности –Физическая культура и спорт могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- образовательная (педагогическая) деятельность характеризуется:
- проведением научно-обоснованного процесса физического воспитания в дошкольных, средних учебных заведениях и различных организациях, использующих физическую культуру и массовые виды спорта, для укрепления здоровья, совершенствовании форм тела посредством физических упражнений, применения гигиенических мероприятий и использованию естественных сил природы, повышения физической работоспособности, рекреации и активного проведения досуга;
- организационно-управленческая деятельность определяется:
- организацией и проведением педагогической деятельности по физической культуре и спорту в учебно-воспитательных структурах сфер образования, проведение и судейство соревнований, спортивных праздников;
- организацией физкультурно-оздоровительной работы в школьных и дошкольных учебных заведениях, колледжах, средних, профессиональных организациях образования, в коллективах физической культуры, детско-юношеских спортивных школах и спортивных клубах во внеурочное время;
- организационно-технологическая деятельность связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых технологий обучения по физической культуре, а также технических средств, тренажеров с целью подбора оптимальных режимов обучения и воздействия на организм учащихся, лиц различного возраста, пола, уровня здоровья и физической подготовки;
Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности «Физическая культура и спорт»
Выпускник по физической культуре и спорту имеет представление: - о всеобщих законах природы, общества, познания, исторической обусловленности, нравственных требований и норм, осмысления и восприятия искусства и художественного творчества, как общественного исторического явления и возможности его использования для процессов гуманизации спорта;
-о научных, философских, религиозных основах мироздания, назначении и смысле жизни человека, заботе о своем здоровье и общества в целом, о роли физической культуры и спорта в жизни и культуре общества, как средства физического воспитания, укрепления здоровья, и как фактор духовных, нравственных устоев личности человека;
- о воспитательном и образовательном значении физической культуры и спорта в области нравственности, привития любви к Родине и уважения ко всем народам, роли спорта во взаимоотношениях с другими государствами;
- о целях, задачах, принципах, средствах, методах и формах воспитательной работы, на уроке по физическому воспитанию, в учебно-тренировочном и соревновательном процессе;
Знает:
- компьютерные методы сбора, хранения, обработки информации и использовать эти умения в своей профессиональной деятельности;
- лексический минимум одного из иностранных языков и уметь вести диалог, беседу общего и профессионального характера;
- общие и специфические функции физической культуры, разновидности и структуру физической культуры в обществе, целенаправленность основных сторон процесса физического воспитания;
- роль физической культуры в системе воспитания детей дошкольного, школьного возраста;
- историю развития спорта, его сущность, функции, формы, условия функционирования в обществе, тенденции развития, основы системы спортивной подготовки и соревнований, структуру спортивной тренировки, основные стадии и этапы многолетней подготовки спортсменов;
- логику развертывания теоретического исследования, общенаучные и интегративные подходы к научным исследованиям по физической культуре и спорту;
- медико-биологические и психолого-педагогические особенности занятий физической культурой, массовыми и базовыми видами спорта, культивируемыми в школах;
- принципы построения, теоретические основы, нормы расчета планирования и размещения спортивных комплексов для различных видов спорта и физкультурных сооружений;
- правовые основы, особенности развития современного профессионального спорта;
- этнопедагогику и этнопсихологию, народно-национальные игры, спорт физические упражнения казахского и других народов;
Умеет:
- методически обоснованно планировать, контролировать и управлять: процессом физического воспитания, уровнем спортивной подготовки (физической, технической, тактической, психической и функциональной), здоровьем;
- осуществлять организационно - массовую работу в различных звеньях физкультурного движения; планировать развитие физической культурой и спортом; руководить развитием науки и программно-методическим обеспечением по физической культуре и спорту;
- пропагандировать здоровый образ жизни и занятий физической культурой и спортом;
Имеет навыки:
- по планированию, контролю и управлению процессом физического воспитания, спортивной подготовкой (физической, технической, тактической, психической и функциональной), здоровьем;
- по анализу, обучению, показу (демонстрации) техники движений физических упражнений, спортивных тактических действий;
- по применению медико-биологических, психолого-педагогических, статистических методов исследования;
- по использованию средств, методов обучения и тренировки с учетом различного возраста, пола, спортивной квалификации;
- по спортивному отбору, методикам прогнозирования, моделирования, мониторингу;
Будет компетентным:
- в инновационных технологиях по физической культуре и спорту по обучению, воспитанию, оздоровлению, спортивной тренировке;
- в особенностях воздействия средств и методов, физического воспитания функциональные и физические возможности, адаптационные свойства организма;
- в вопросах управления воспитательным, оздоровительным процессами учащихся по физической культуре личности;
- в вопросах оптимизации физической и спортивной подготовки, рационального использования природных условий внешней среды, средств педагогического и медико-биологического контроля;
- в осуществлении организационно - массовой работы в различных звеньях физкультурного движения, в программно-методическом обеспечении по физической культуре и спорту, в планировании и развитии физической культуры и спорта;
- в пропаганде здорового образа жизни и занятий физической культурой и спортом;
-
в организации менеджмента и маркетинга на разных уровнях управления физической
культурой и спортом.