Квалификационная характеристика специальности - Изобразительное искусство и черчение
Сферами профессиональной деятельности являются: образование, художественно-производственная и др.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: организации системы образования, художественные мастерские, издательства и т. д.
Предметы профессиональный деятельности
Работа, направленная на организацию образовательной и воспитательной среды, художественно-творческая деятельность и др.
Виды профессиональной деятельности
Выпускники по специальности - Изобразительное искусство и черчение
могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- образовательная (социально-педагогическая, преподавательская) деятельность предполагает преподавание в различных учебных заведениях;
- культурно-просветительская деятельность включает в себя чтение лекций, проведение бесед по искусству, экскурсий в музеи, галереи, к памятникам архитектуры и национальной культуры;
- производственно-художественная деятельность предполагает работу в области художественного оформления интерьера, экстерьера, работу в качестве художника на предприятии, фирме, в качестве художника книги на полиграфическом производстве;
- проектно-дизайнерская деятельность, направленная на разработку дизайнерских проектов интерьеров, экстерьеров, других объектов, работа в области прикладной и промышленной графики (разработка упаковки, этикеток, марок, знаков, логотипов, рекламы, буклетов, почтовых наборов и др.);
- художественно-творческая деятельность учителя изобразительного искусства направлена на создание художественных произведений по живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладному искусству и т.д.
Функции профессиональной деятельности
Образовательные в области художественной педагогики и эстетического воспитания средствами изобразительного творчества. Реализация системы целей управленческо - педагогической деятельности по развитию личности ученика средствами учебного предмета. Моделирование учебного процесса на основе личностно-ориентированных образовательных технологий. Развитие познавательных и коммуникативных потребностей учащихся при овладении соответствующими умениями.
Направления профессиональной деятельности
Область художественного образования, организация внеклассной и внешкольной работы, привлечение учащихся к творческой деятельности.
Содержание профессиональной деятельности
Прививать учащимся художественную грамотность в изобразительном творчестве, совершенствовать воспитательный процесс средствами искусства.
Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 0106000 - Изобразительное искусство и черчение.
Имеет представление:
- о научных, философских, религиозных, правовых социальных картинах мироздания, о сущности, назначении и смысле жизни человека;
- о предмете и методах психолого-педагогических исследований, о роли педагога в обеспечении единства обучения и воспитания, обмена деятельностью между участниками педагогического процесса и организации различных видов деятельности;
- об учебном предмете как части культуры в исторической взаимосвязи эпох, о логике развития наук, лежащих в основе учебных дисциплин;
- о способах и результатах художественной деятельности и методах их внедрения в педагогическую практику;
- об объекте будущей профессиональной деятельности художника-педагога;
Знает:
- основные учения в области социально-гуманитарных наук и принципы использования методов данных наук в различных видах профессиональной и специальной деятельности;
- этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде и учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;
- принципы изучения общественных явлений и процессов, основы экономического развития общественных формаций, государственного устройства, деятельности и общественных организаций;
- возрастные физиологические особенности учащихся;
- актуальные проблемы охраны окружающей среды;
- систему анатомического строения человеческого тела, пропорции, схемы движения, пластическую характеристику головы и фигуры человека, взаимосвязь конструкции и пластики;
- историю развития психолого-педагогических систем, перспективы развития образования и педагогической науки, предмет и методы психолого-педагогических исследований;
- сущность педагогического процесса, условия его функционирования, управления им, закономерность и диагностику;
- специфику и научные основы методики, логику процесса обучения, психологию усвоения художественных знаний, развития творчества и навыков восприятия искусства;
- методологические основы дисциплин (черчение, перспектива, история искусств, живопись, рисунок, пластическая анатомия, скульптура и т.д.), специфику методов познания окружающей действительности, способы художественной деятельности;
- структуру педагогического, творческого процессов и процессов изображения, теоретические основы данных процессов, средства выразительности;
- сущность, специфику способов деятельности, составляющих содержание дисциплин специализации;
- историю и теорию художественных стилей и технологию обучения по предметам специализации;
- специфику профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства и черчения, художника;
- современные тенденции развития выбранной отрасли художественной практики;
-содержание образования по данной специальности, проецируемое в школу;
уметь:
- использовать знания по теории и истории развития различных художественных систем в собственной творческой изобразительной и педагогической деятельности;
- решать проблемы художественного творчества в изобразительном и методическом аспектах на теоретическом и практическом уровнях;
- формировать у учащихся эстетический вкус, суждения, оценки, эстетическое отношение к явлениям культуры и народным традициям;
- повышать уровень своего художественно-педагогического мастерства в области предметов специализации;
- применять теоретические знания по предметам специальности в практической изобразительной деятельности с натуры, по памяти и воображению, в создании законченных художественных произведений;
- выполнять эскизы и законченные художественные композиции в русле выбранной специализации;
- анализировать художественные произведения и средства выразительности с точки зрения стиля и художественных тенденций развития искусства;
- вести преподавательскую работу, определять степень усвоения учащимися программного материала, прививать им навыки самостоятельного пополнения знаний и умений;
- пользоваться разнообразными формами и методами обучения и развития, прогрессивными приемами руководства художественно-творческой, учебной, трудовой и общественной деятельностью учащихся;
- развивать у учащихся художественно-творческие способности, эстетические представления, суждения и оценки в области изобразительного искусства;
- анализировать, обобщать и использовать передовой художественный и педагогический опыт, систематически повышать свою профессионально-художественную и педагогическую квалификацию;
- осмысливать результаты художественной деятельности и внедрять их в педагогическую практику;
- применять полученные знания и навыки в области изобразительного искусства и черчения при решении творческих задач с учетом возрастных и индивидуально-типологических различий учащихся, социально-психологических особенностей ученических коллективов и конкретных педагогических ситуаций;
- выполнять эскизы, рабочие чертежи, технические рисунки и другие наглядные изображения, создавать графические и живописные работы, пластические формы (рельефы, скульптуры), используя различную технику исполнения и материала, решать композиционные задачи;
- определять степень усвоения учащимися программного материала, прививать им навыки самостоятельного пополнения знаний; пользоваться разнообразными методами и формами обучения, прогрессивными приемами руководства учебной, трудовой, общественной, спортивной и художественно-творческой деятельностью учащихся;
- анализировать содержание художественных произведений, использованные художником изобразительно-выразительные средства и его идейно творческие искания; способствовать развитию у учащихся эстетических представлений и художественных способностей, формировать у них интерес к художественному творчеству;
- разрабатывать проекты интерьеров, создавать художественные произведения в материале;
- заниматься краеведческой и экскурсионной работой с учащимися, организуя с ними изучение памятников культуры и искусства, используя достигнутые результаты в учебном процессе.
Имеет навыки:
- педагогической технологии, техники, специфических способов организации взаимодействия «преподавание - учение», свойственных для данного учебного предмета;
- основ конструирования содержания учебного предмета, отбора содержания материала к уроку, составлять программы на год, четверть и другой отрезок времени для различных форм обучения;
- разнообразных форм и методов обучения и развития художественно творческой деятельности учащихся;
- на практике владеть всеми видами изобразительного искусства;
- научного подхода к анализу социально-экономических и политических явлений общественной жизни на различных этапах развития цивилизации;
- владения государственным языком Республики Казахстан (казахским) и русским языком, лексическим минимумом одного из иностранных языков;
- основ информатики, пользования программами, составления текстов, схем, диаграмм, составления простых графических композиций;
- способов деятельности на уровне воспроизведения, интерпретации и творческого развития, характерными для графики, скульптуры, художественного конструирования, рисунка, живописи, декоративного искусства;
- прогрессивных приемов руководства художественно-творческой, учебной, трудовой и общественной деятельностью учащихся;
- методики развития у учащихся художественно-творческих способностей, эстетических представлений, суждений и оценки в области изобразительного искусства;
Компетентнен:
- в художественно-педагогической, научно-исследовательской, методической и творческой деятельности в области изобразительного искусства и черчения.