В эпоху высочайшего динамизма, глобализации, интенсивного развития средств коммуникации, которая меняет образ жизни, общения и мышления, а так же методы достижения благосостояния, интеллект человека, его способность к преобразующей, созидательной деятельности становятся основным капиталом общества.
В соответствии с этим одной из наметившихся тенденций в системе образования развитых стран является тенденция преодоления традиционного репродуктивного стиля обучения и переход к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников.
Индивидуальная траектория развития – это целенаправленно проектируемая дифференциальная программа развития, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. Помимо этого, индивидуальная образовательная траектория – эффективное средство формирования эмоционально-волевой сферы ребёнка через развитие его рефлексивных умений.
Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Процесс построения и реализации индивидуальной образовательной траектории способствует не только созданию оптимальных условий обучения, но и развитию рефлексивных умений учащихся. Учащиеся самостоятельно определяют цели своего обучения и необходимые для этого образовательные средства.
Прошу ответить на следующие вопросы:
1. В вашей школе возможно использовать индивидуальные образовательные траектории обучения?
2. Какие условия необходимы для полноценной работы по индивидуальным образовательным траекториям обучения?
3. Если вы работаете по индивидуальным образовательным траекториям обучения, то с какими проблемами вы сталкиваетесь и каким опытом можете поделиться?
Уважаемые коллеги, прошу добавить Ваше мнение по данному вопросу.
По-моему мнению, профильные 10-11 классы - это одна из попыток создания индивидуальной траектории обучения. В нашей школе создано три направления в которых дети могут определиться: физико-математическое, химико-биологическое и экономическое. Внутри этих направлений созданы курсы по выбору которые ведутся дистанционно, с использованием кредитной системы оценивания. В рамках экономического направления учителями географии создан один из курсов по выбору "Аспекты рыночной экономики".
Если Олга Ивановна в нашей школе работает по экономическому направлению, то я веду курс "Физика в графиках" для детей, которые планируют связать свою профессиональную деятельность со сспециальностями технических ВУЗов. Для открытия такого курса необходимо было составить программу, а к ней - учебно-методический комплекс. С другой стороны, среди учащихся 7-9 классов учителями ведётся работа по ранней профилизации.
Разработку индивидуальных образовательных траекторий использую при работе с одаренными и слабоуспевающими учащимися. Очень удобно. Все западающие зоны и достижения учащихся "на лицо". Траектория помогает построить коррекционную работу, выбрать формы работы, привлечь специалистов к работе с ребенком.
В нашей гимназии индивидуальная траектория развития ученика или индивидуальный образовательный маршрут используется преимущественно в двух случаях:
1) при организации работы с одаренными детьми в рамках подготовки их к предметным олимпиадам и научно-практическим конференциям,
2) в рамках профильного обучения при выборе направления обучения и профиля внутри него, что соответственно отражается на свободе выбора прикладных курсов и курсов по выбору.
Безусловно, вариации маршрутов могут быть разными, как и сроки их изменений или коррекции. Но это действительно один из видов работы, который помогает как ученику в его образовательном продвижении при расширении и углублении знаний, формированию рефлексивных умений, так и учителю в формировании познавательной активности учащихся, их самостоятельности, необходимости своевременной коррекции и определению дополнительных средств обучения.
В нашей гимназии разработка индивидуальных образовательных траекторий осуществляется для одаренных детей и предполагает организацию и отбор содержания образовательной деятельности этих детей в следующих направлениях:сфера когнитивного развития,сфера психосоциальногоразвития,сфера физического и творческого развития.На когнитивное развитие ребенка направлено изменение содержания образования(углубление и ускорение изучаемых тем,расширение учебного материала занимательной информацией с целью активизации познавательной деятельности и учебной мотивации,исследование),которое осуществляется в рамках урока ,факультативов,индивидуальных занятий,при подготовке к олимпиадам,исследовательской деятельности учащихся.При составленнии ИОТ учитыватся,что выбор предмета и вида индивидуальной стратегии обучения-углубление,ускорение,обогащение-определяются в соответствии с личностными особенностями гимназистки,ее школьной успешностью и жизненными планами.Разрабатываются индивидуальные программы изучения предметов и на их основе ИОТ.ИОТ согласовывается с ученицей и ее родителями,вносятся необходимые коррективы 0 )Щ
Индивидуальная троектория развития это удивительная системная возможность индивидуального поххода в процессе воспитания и образования ребенка. Но это еще огромный крапотливый труд. Массово внедпять это практически не возможно, а в отношении с одаренных или отстающих детей вполне реально.Свыше указанными мнениями коллег согластна.