Одним из стратегически важных направлений модернизации казахстанского образования является переход на 12-летнюю модель обучения. В профильной 12-летней школе планируется обучение с использованием кредитной технологии. Другое новшество такой школы – критериальное оценивание образовательных достижений учащихся. Экспериментальным школам предложено изучить и начать применение новой системы оценивания в основной школе.Практическая значимость критериального оценивания бесспорна и определяется рядом преимуществ.Внедрение критериального оценивания в учебный процесс на начальном этапе предусматривает значительные временные затраты, недопонимание родителей и другие сложности. Коллеги, хотелось бы узнать ваши размышления по данному вопросу, а также об успехах и затруднениях в начинаниях критериального подхода.
Критериальное оценивание очень важный момент в образовании, хотя и очень спорный. При введении групповой формы работы, первая трудность с которой столкнулась - оценивание работы каждого ученика. Начали вырабатывать критерии, теперь апробируем эту систему оценивания.
Критериальное оценивание - важный фактор, позволяющий ученику сравнивать свои учебные достижения с заранее коллективно выработанными критериями, что может мотивировать ученика на развитие своих учебных достижений. Плюсами, безусловно, можно считать снижение тревожности ученика, рефлексивный анализ своей учебной работы,формирование навков взаимооценивания, ответственности за работу в группе. На начальном этапе работы мы столкнулись с проблемой, дети не умеют определять критерии, пришлось учить вырабатывать критерии, делать разбаловку и переводить в отметку.
Критериальное оценивание очень интересный и продуктивный метод. Разработав с учениками критерии даже для выполнения домашнего задания получаю гараздо лучший результат при выполнении данной работы. Но конечно поначалу уходит много времени, тем более в начальной школе, но затем все становится быстрее и легче.
Создание системы проверки и оценки знаний,умений и навыков является сегодня одной из важнейших проблем организации учебной деятельности на уроках.И это понятно,ведь именно в прцессе проверки выявляются достяжения школьников и пролелы в их учебной подготовке,закрепляются, уточняются и систематезируются знания и умения, приобретенные учащимися на предыдущих уроках, а на основе полученной информации корректируется.
Как организовать проверку, чтобы она выполняла все возложенные на нее функции?
Да коллеги метод интересен, но затраты( временные, интеллектуальные) на него со стороны учителя огромные. я попробывала в 5 классах на естествознании. Предмет идет 1 раз в неделю. Пока выработали критерии, теперь учимся оценивать пока только устные ответы. Сейчас началась работа с атласом, контурной картой и опять вырабатывать критерии. А с чем сравнить свои вырабатанные с ученками критерии ?
Каждый считает ,что его критерии правильные. А может надо вырабатать по каждому предмету и не в масштабах школы, города , а посмотреть в мировом масштабе , если уж мы хотим войти в мировое образовательное пространство, а не создавть вновь " велосипед"?
Ольга Николаевна! Я думаю в этом случае, стоит организовать учебную деятельность в форме групповой работы. При этом можно использовать различные виды оценивания: компьютерные тренажеры (если позволяет техническое оснащение), письменные и устные через взаимооценку и самооценку. Дети должны знать чёткие критерии оценивания предлагаемых заданий. О причинах своих затруднений дети пишут в рефлексивных дневниках после проведённого урока. Учитель проверяет их на второй день. В совокупности всей проделанной работы Вы получите объективное представление о достижениях учащихся.
Людмила Сергеевна! Я не думаю, что стоит заострять внимание на начальном этапе внедрения критериального оценивания на том, у кого будет правильнее разработанны критерии к заданиям. Разрабатывая критерии совместно с учащимися, учитель повышает свой профессионализм, а дети начинают понимать как учиться, чему и зачем учиться. Это главное. С другой стороны, разработанные критерии всегда можно корректировать в ходе сотрудничества с коллегами других школ через сетевое сообщество.
Критериальное оценивание применяю как часть формативного. Очень интересно и продуктивно если критерии разрабатываются вместе с детьми. Тогда они могут самостоятельно запланировать свою деятельность, выполнить ее и проанализировать. Хотя не все родители согласны с таким видом оценивания.
В нашей школе были проведены два коучинга посвященных технологии критериального оценивания. Оценивание вообще как технология- это довольно сложный процесс. Если учитывать что, система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу, то невозможно эффективное существование на различных уроках систем оценивания, основанных на разных принципах. В частности всегда говорится о том, что учитель передает знания, учитель транслирует знания. Мы осуществляем важную функцию, но сегодня во всем мире уже соглашаются с тем, что знания передать нельзя. Передается информация, система оценивания должна давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, то есть, другими словами, - возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.
Гульнара Нургалиевна, Вы проводили коучинг-сессию по теме "Критериальное оценивание в учебном процессе" для учителей ШЛ №101. Учителя математики на ней отсутствовали из-за участия в городской олимпиаде. От имени всей кафедры просим провести повторно занятия на осенних каникулах. Заранее благодарим!
В обязательном порядке.
Я веду математику в 5 классах. Хотелось бы применять критериальный подход при оценивании учебных достижений на занятиях. Обязательно ли постоянно применять его на каждом уроке? Каким образом обеспечить понимание со стороны родителей?
В обязательном порядке необходимо посетить родительские собрания в тех классах, где Вы хотите внедрять данный вид оценивания. На родительских собраниях родители я ознакомила с внедрением новой технологии. Не все родители положительно откликнулись на нововведения. Можно понять родителей, так как они предположили, что необычность в выставлении отметок, могут привести к ухудшению взаимоотношений между одноклассниками. Было дано пояснение, что хоть дети определяют критерии оценивания сами в диалоге с учителем и одноклассниками, при самоооценивании и взаимооценивании учитель имеет право внести корректировку, обосновав её ученикам. Позднее при индивидуальных же беседах родители отмечают, что им самим стало легче оказывать помощь детям и контролировать правильность заданий при самостоятельном их выполнении.
Гульнара Нургалиевна, существует ли определённая система выработки критериев?
Основой для разработки критериев оценки учебных достижений учащихся являются учебные цели. Критерии могут быть подготовлены учителем или с участием учащихся. Готовые критерии могут предлагаться ученику перед началом работы. Но учащиеся могут обсуждать с учителем критерии, вносить поправки и по формулировкам и по стоимости критериев в технических баллах. Такая ситуация «общественного договора» - одна из самых ценных в критериальном оценивании. Перед началом внедрения критериального подхода оценивания на уроках математики в 5 классах я предложила нескольким ребятам оценить работу своего одноклассника у доски. Естественно мнения ребят разделились и в ходе беседы ребята пришли к выводу, что необходимы какие-то правила при оценивании работы и необходим образец (эталон) правильно выполненной работы. Далее мы с ребятами выяснили, как ребята понимают слово критерий и подбирали к этому слову синонимы. Так как в сентябре мы повторяли программу 4 класса, я предложила разработать критерии оценивания заданий арифметических действий с натуральными числами. Впоследствии мы разработали с ребятами (под моим чутким руководством) критерии по другим темам.
Спасибо. Хотелось бы услышать других коллег и что Вы ещё могли мне предложить? По каким темам у Вас есть наработки?
Гульнара Нургалиевна, я сталкивалась с мнением, что критерии необходимо составлять строго в соответствии с таксономией Блума. Что Вы думаете по этому поводу?
Маратай, предлагаю Вам воспользоваться примерными процедурами совместной (учитель – учащиеся) разработки критериев
1. Объявите учащимся цели и задачи урока.
2. Попросите каждого учащегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.
3. Запишите на доске критерии, предложенные учащимися.
4. Убедитесь, что все учащиеся поняли предложенные критерии.
5. Расположите критерии по степени важности.
6. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии.
7. Определите количественное выражение (баллы) каждого критерия
В дальнейшем работы учащихся оцениваются только в соответствии с разработанными критериями. Чем конкретнее представлены критерии оценки, тем лучше учащийся будет понимать, что ему нужно сделать для успешного выполнения задания. Позже я предлагала ребятам дома самостоятельно разрабатывать критерии по темам, а на уроке мы их обсуждали и принимали коллективное решение. Также мы разработали в ходе дискуссии шкалу перевода баллов в отметку.
это очень хороший алгоритм, действительно работающий на практике. используя его, мы с ребятами сформулировали критерии оценивания письменных работ: диктантов, сочинений, изложений, эссе и т.д.
Одной из продуктивных форм организации учебной деятельности учащихся является групповая работа. Группе выставляется общая отметка за работу. Как использовать критериальный подход в таких случаях?
Наталья, для организации групповой работы требуется выполнение ряда условий, которые учитель должен с самого начала объяснить учащимся. Например, определение критериев оценки задания, кто будет осуществлять оценивание, будет ли оцениваться вклад каждого учащегося в работе группы. Учитель заранее разрабатывает форму наблюдения, необходимо обсудить её с учащимися, так как ребята могут внести свои предложения.
Гульнара Нургалиевна, у меня на уроке была такая ситуация: дети оценили работу ученика на "4", он согласился с этой отметкой. Но я знаю, что потенциал у этого ученика очень высокий и тему он понял хорошо. Может ли учитель "заставлять" ребёнка двигаться дальше, если ученика вполне "устраивает" его оценка?
Миронова Наталья, ответить не могу, так как просто присоединяюсь к вашему вопросу, который меня тоже озадачил.
Коллеги, с удовольствием присоединяюсь к вашему блогу, так как тоже работаю над внедрением критериального оценивания. Конечно, в своей практике мы используем только элементы критериального оценивания, и как и Прохоренко Ирина, как часть формативного. Но с проблемой, связанной с непониманием родителей, о которой предупреждает Гульмира, мы тоже столкнулись: некоторые родители не только не приняли данный вид оценивания, но и проявили агрессию - приходили к учителю высказывать свое недовольство довольно бурно. Так что беседа с родителями просто необходима. Теперь мы это знаем.
Елшина Людмила, Люда, "заставлять" двигаться дальше, наверное, не получится а вот мотивировать просто необходимо. И приемы критериального оценивания для нас - неоценимые помощники.
По использованию критериального оценивания в группе. Я ввела лист наблюдений, в котором 15 баллов приходится на работу в группе, а 5 баллов на выступление. Баллы за выступление получают все члены группы одинаковые не зависимо от того, выступали они или нет. А баллы за работу в группе каждый получает индивидуально. Но мне пришлось ввести новую роль - наблюдателя. Здесь я столкнулась с проблемами, однако они другого характера.
Большое спасибо за предоставленные материалы.
Уважаемые коллеги, я тоже хочу присоединиться к вашему блогу. в данный момент работаю над этим вопросом, мне понравилось идеи Гульнар
Ольга Ивановна, все преподаватели хорошо знакомы с основными категориями вопросов по таксомании Блума: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Данные категории могут послужить рубрикаторами при изучении каждой темы. Вопросы естественно будут не равноценны по баллам. Но мне кажется, начинать надо с разработок критериев к определенному типу заданий. Когда у школьников и самих учителей в достаточной степени сформируются навыки по выработке критериев оценивания конкретных заданий и упражнений, можно переходить к выработке критериев оценивания учебных достижений учащихся по темам, опираясь на вопросы по таксомании Блума. Коллеги, а вы как думаете?
На мой взгляд, для критериального оценивания необходимо выработать единые критерии успеха. Они должны быть заложены в программу, так же как требования к уровню подготовки.Желательно, чтобы учитель имел право их дополнять, например, если идет углубленное изучение предмета.Эти критерии должны знать как дети, так и родители.
Людмила Сергеевна, отметку ученику поставил коллектив одноклассников на основании выработанных критериев. Конечно учитель имеет право корректировать, но необходимо обосновать это и убедить других учащихся в правильности ваших действий. С учеником, у которого высокий потенциал, лучше побеседовать после занятий и подвести его к оцениванию происходящего, чтобы он сам критически осмыслил своё поведение. Вы должны обладать даром убеждения.
Читаю комментарии, и становится стыдно за коллег: ошибка на ошибке. О каких новациях можно говорить и что требовать от учеников, если сами учителя безграмотны?
в чем ошибки?