Я работаю учителем биологии в школе-лицее №4 им.Абая с сентября 2007 года. За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Увы, сегодня биология для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что только, вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке.
Благодаря этому сформировалось мое педагогическое кредо: любить то, что преподаёшь и уважать тех, кому преподаёшь. А в последнее время я выделила для себя основные принципы моей профессиональной деятельности: самообразование, самоорганизация, самостоятельность, самовоспитание и самоанализ. Этим принципам я стараюсь следовать на всех этапах своей деятельности, они помогают мне на всех её этапах, начиная с планирования и заканчивая анализом проделанного.
Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую «биологическую» проблему под углом зрения общей культуры. Считаю себя скорее педагогом, чем предметником. Биология должна помочь ребятам в реальной жизни.
Как же этого добиться?
Надеюсь, что этот блог поможет как мне, так и другим учителям ответить на этот вопрос!
Добрый день , Жанар. Конечно в рамках урока это сделать практически невозможно, но можно попробовать в качестве дополнительного домашнего задания предлагать мини-исследования, творческие задания. Сначала за это возьмутся ученики с особыми способностями и склонностями по отношению к предмету, заинтересованные в углублении знаний по предмету, в расширении кругозора. Потом к ним присоединятся и остальные ученики. Ещё, как вариант, создание авторской программы (кружка, факультатива, курса по выбору и т.д.)., с предварительным исследованием потребностей учащихся в углубленном изучении некоторых тем. Кто-то может возразить, что не всегда есть оплачиваемые "часы" на проведение данной деятельности в школе. Согласна, всякий труд должен быть оплачен. Если Вы энтузиаст, творческий учитель, и искренне "болеете" душой за будущее ваших подопечных, у вас всё получится. Наградой за Ваши усилия и потраченное время будет благодарность Ваших учеников и их родителей, рост собственной самооценки.
Спасибо за совет, Валентина! Я думаю, что им воспользуюсь не только я, но и наши коллеги!
Дорогая Амзеева Жанар, очень интересный вопрос вы затронули. Я также задумываюсь над этим вопросам после каждого урока. Я не биолог, но могу поделиться какими ресурсами я пользуюсь на своих уроках. Например, можно использовать сайт https://www.khanacademy.org для того, чтобы научить детей саморазвиваться и учиться без помощи учителя. Там очень много тем по биологии (см. изображение ниже). Правда, видео объяснения на этом сайте на английском языке, но можно найти альтернативы на русском языке в ютубе. Преимущества этого сайта, таковы, что вы можете проводить мониторинг прогресса каждого своего ученика. И наблюдать где и по каким вопросам у него есть затруднения и т.д.
Также, ученикам всегда интересны внешкольные мероприятия, такие как экскурсии, мини-исследования во дворе школы, наблюдение за природными существами, посадка деревьев или цветков в своем дворе или дома и т.д.Желаю удачи!Гульназ, спасибо большое за ссылку! Что интересно, я недавно была на курсах, где мы изучали методику преподавания предметов естественно-математического цикла на английском языке. И для меня этот сайт оказался ценным вдвойне!
Не за что! С праздником!
Қайырлы кеш Жанар!Сіз менің ен алғашқы ұстаздық жолымды бастаған метепте дәріс береді екенсіз.Негізінен оқушыларды пәнге қызықтыратындай зертханалық жұмыстар,жобалар беруге болады.
Рахмет!