Вне всякого сомнения, что в любом цивилизованном обществе велика ценность знаний – фундаментальных, глубоких, осмысленных. Ведь качественное образование – это прежде всего национальный прогресс, мировая стабильность, а самое главное – безопасность.
«Модернизация системы образования в Казахстане целесообразна по трем главным направлениям: оптимизация образовательных учреждений, модернизация учебно-воспитательного процесса, повышение эффективности и доступности образовательных услуг», - считает Н. Назарбаев.(2011)
Современный образовательный процесс сегодня трудно представить без качественного обеспечения учебными и техническими средствами. Использование в образовательном процессе цифрового образовательного ресурса позволяет не только повысить интерес к обучению и решить проблему достаточного количества необходимого учебного материала.
Под цифровым образовательным ресурсом обычно понимают учебную, методическую, справочную, организационную и другую информацию, необходимую для эффективной организации образовательного процесса, представленную в цифровом виде.
Главное качество ЦОР, отличающее его от других ИОР и ЭОР, заключается в интерактивном характере. ЦОР предусматривает активное участие обучающегося в процессе использования ресурса.
Функции ЦОР для педагога:
· демонстрация цифровых объектов;
· использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей учебного комплекта в режиме фронтальных лабораторных работ;
· компьютерное тестирование;
· возможность оперативного получения дополнительной информации;
· развитие творческого потенциала учащихся.
Функции ЦОР для учащихся:
· Организация и проведение индивидуальной, исследовательской, творческой работы учащихся на уроке;
· Помощь при подготовке домашних заданий;
· Повышение учебных интересов;
· Автоматизированный самоконтроль;
· Помощь в организации обучения в удобном темпе и на выбранном им уровне усвоения материала;
· Большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций.
И сегодня образованию нужны такие педагоги, которые не только дают прочные знания и развивают у учеников метапознавательный потенциал, cпособность самостоятельно мыслить, четко планировать собственные действия, самостоятельно обучаться и применять знания. Современный педагог, работающий в Ресурсном Центре , должен уметь создавать собственные ЦОР, отвечающие потребностям его подопечных. Собственно созданные ЦОР делают процесс обучения не только более интересным и познавательным, но гибко адаптируемым к программам курсов по выбору.
На мой взгляд, организация и развитие сетевых профессиональных сообществ в республике Казахстан находится только лишь на стартовой позиции. Считаю, что здесь принципиальной особенностью является личная осознанная потребность каждого педагога в профессиональном дефиците современных методов и приемов преподавания. Создание собственных обучающих цифровых ресурсов – большой шаг к совершенствованию собственной практики.
На базе гимназии работает Ресурсный Центр, поэтому учителя магнитных школ имеют возможность профессионального общения и обмена опытом с учителями гимназии и друг с другом. Известно, что зачастую учителя сельских школ находятся в информационном вакууме, и не имеют возможности выезда в школы района и обратиться за профессиональной практической помощью к нам, учителям гимназии. Сайт Ресурсного Центра является реально действующей площадкой для развития профессионального и творческого потенциала педагогов.
Работа с учениками Ресурсного Центра обязательно предусматривает проектную и исследовательскую работу через сайт Ресурсного Центра в форме консультирования своих учеников, и здесь важно будет отследить результаты своей работы в новом формате.
Рост профессиональной компетенции педагога невозможен в изоляционных и закрытых для общения и обмена информаций системах. Главная задача на этом этапе - вовлечение педагогов района (учителей магнитных школ) в исследование урока, теоретическая помощь и практическая поддержка, повышение ИКТ – компетенции через дистанционное обучение, участие в он – лайн мастер – классах и интернет – конкурсах.
На следующем этапе работы в сетевом сообществе очень важным является разъяснение коллегам такого вопроса, как создание собственных цифровых образовательных ресурсов и их формативное оценивание участниками сетевого сообщества.
Работа в сетевом профессиональном обществе должна стать неотъемлемой частью работы каждого педагога нашего района. Сетевое профессиональное сообщество педагогов способствует реальной возможности (как с учениками, так и с учителями), утвердить статус «значимого учебного заведения» в профессиональном сообществе (эксперта).
Максимум возможностей имеет наше учебное заведение для того, чтобы стать экспериментальной площадкой реализации сетевого профессионального сообщества района, где одним из обязательных условий интернет - работы педагогов должно быть проведение дистанционных курсов , мастер – классов, конкурсов с созданием ЦОР.
На сегодняшний день я имею достаточный профессиональный и педагогический опыт, и этому я обязана своим старшим коллегам. Они научили меня профессиональным «премудростям», методическим тонкостям и вере в собственные силы. Они подняли меня на такой уровень, который не дает мне самоуспокаиваться на достигнутом, не дает быть самодостаточной в собственных успехах, а заставляет идти вперед. Занималась самообразованием, самостоятельно осваивала дистанционные курсы проектной деятельности, Роwer Paint – на российском Портале Сеть Творческих Учителей, училась у российских коллег. Три созданных мною ЦОР прошли экспертизу Портала, и мне выданы свидетельства о регистрации в РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ ,ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ И МОНИТОРИНГА г.Москва, 2010 – 2011 год. Издательским домом «Первое сентября» (Фестиваль педагогических идей.
« Я иду на урок химии» г.Москва 2011 год) напечатана статья «Разделение пигментов методом бумажной хроматографии. Разделение пигментов по Краусу» с приложением ЦОР. ЦОР сертифицирован, кроме того, отмечен дипломом. Собственный опыт открывает мне дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой.
Таким образом, создание ЦОР в образовательном процессе раскрепощают инициативу учителя, открывают новые горизонты его педагогического поиска.
В педагогической деятельности успех приносит лишь продуманная до мелочей и выстроенная в систему работа, а не отдельные мероприятия. Я думаю, что та работа, которую наш коллектив планомерно реализует через свой сайт Ресурсного центра , принесет хороший, устойчивый результат для учеников и их учителей.
Список литературы
1. Лубинский Дмитрий Валерьевич
Уважаемая Тамара Сергеевна!
Большое спасибо, Ольга! Мне очень хотелось заинтересовать коллег в вопросе повышения собственного профессионального роста через участие в интернет - конкурсах и мастер - классах.
Тамара молодец! От души поздравляю.
Спасибо, Наталья!Грамоты и дипломы - это подтверждение работы в сетевых сообществах. Это всем по силам!
Тамара Сергеевна, поздравляю Вас с отличным результатом Вашей деятельности. Возможно ли подробнее познакомиться с вашими наработками?
Альжанова Раушан,да, конечно!
Альжанова Раушан, в основном, это ЦОР - презентации, видеоролики. Их сюда не загрузить.Но эссе я поместила в мой блог
Тамара Сергеевна, ваш ЦОР необходим и для учеников, особенно, для сельской местности, где есть дефицит пед. кадров.
Согласна с Вами, причем собственный ЦОР адаптируешь к своей аудитории учеников, учитывая все уровни восприятия.
Тамара! От души поздравляю! Желаю Вам дальнейших творческих успехов!!!
Я тоже все собираюсь там разместить материал, да никак руки не доходят! Эссе очень интересное, хотелось бы и весь материал просмотреть.
Воронина Тания, спасибо за интерес к моему профессиональному творчеству! Жаль, не могу разместить пока ЦОР, но интересные уроки попробую напечатать.