Феномен лидерства до сих пор до конца не изучен. Лидерство - это убеждение, а не господство. Я считаю, что лидер - это тот человек, который может убедить других людей отложить на время свои собственные интересы и заняться достижением общей цели, которая важна для успешности группы или ее результативности. Самое короткое определение лидерства принадлежит Т.Гэмбл «Лидерство - это способность влиять на других». Стало быть, любой человек, влияющий на других, может стать лидером, и каждый член группы имеет лидерский потенциал? Как вы считаете, коллеги ?
В той или иной степени, каждый педагог- лидер. Важно то, как он реализует свои лидерские качества. "Способность влиять на других" - это верно. Но какое это влияние? Важно уметь повести за собой.
Задача лидера не авторитаризм, а помощь своим подопечным и себе, в том числе в более глубоком осознании текущих процессов и изменений. Очень важна роль учителя – лидера в поддержании атмосферы согласия и нравственного единения всех членов команды, умение последовательно вовлечь всех участников процесса. Учитель лидер должен уметь анализировать ситуацию и вести себя соответственно потребностям каждой минуты. И, конечно же, что бы учитель лидер мог эффективно осуществлять работу, принимать оптимальные решения, работать с людьми, ему необходимо обладать определенными знаниями и умениями, сочетать в себе способности, опыт и специфические навыки работы руководителя. Какими же основными навыками должен обладать учитель, чтобы перейти в роль учителя-лидера? Во-первых, если учитель-лидер желает достичь высот, ему необходимо очень любить свою работу и полностью ей отдаваться, придерживаться данных обещаний, бороться с собственными недостатками. Во-вторых, никто не способен добиться успехов в контроле над другими, если он не может контролировать себя. Поэтому учитель лидер должен уметь оставаться спокойным в стрессовых ситуациях и быстро принимать решения. В-третьих, важной чертой для учителя-лидера является позитивность и коммуникабельность. Они должны уметь вдохновлять людей, придавать членам команды новые силы и быть убедительными, четко и однозначно уметь доносить свою точку зрения. Ну и, конечно же, немаловажное значение имеют знания и уверенность в своих силах, ведь он должен хорошо разбираться в теоретических и практических вопросах, уметь отстаивать собственную точку зрения. Таким образом, роль учителя – лидера, заключается не только в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, но и быть лидером способным заражать людей уверенностью и оптимизмом.
Вы правы в том что лидерство это феномен, и он не изучен, и вряд ли будет разгадан. Это сочетание состояния участников конкретной ситуации и ряда случайных факторов влияющих на группу этих людей. Нельзя с уверенностью спрогнозировать степень проявления лидерских способностей в той или иной ситуации каждым потенциальным лидером. Мне кажется можно лишь предположить степень проявления лидерских способностей в стандартной ситуации тем или иным человеком.
Лидер -это не манипулятор, лидер - это мотиватор.
Откуда берутся умения способности или таланты лидерства? Быть лидером нигде не научат - чтобы стать лидером не надо заканчивать институтов.
Как правило, каждый лидер проходит на своем пути 4 этапа:
1. РОЖДЕНИЕ
2. ОБУЧЕНИЕ
3. ПОПАДАНИЕ В НУЖНУЮ СИТУАЦИЮ
4. ИЗБРАНИЕ КОЛЛЕКТИВОМ
Всегда следует помнить, что воспитание лидера — нелегкое дело, но оно того стоит!