Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, самоотдачи, творческого отношения к работе. Еще недавно конечной целью образования любого учебного заведения был выпускник, овладевший знаниями в пределах программы, учебными навыками. Современные психологи, дидакты, методисты заявляют о необходимости формирования способностей у обучающихся, делая акцент на овладение универсальными умениями, компетентностью, самообразованием, самоконтролем в процессе социализации.
Правила создания интеллект - карт:
Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). живыми, гибкими – в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых, а следовательно монотонных, объектов.
Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Преимущества интеллект - карт перед другими методами:
экономия 50% времени на конспект;
концентрация информации на важных моментах;
визуально четкие ассоциации;
улучшение запоминания.
Данный метод дает возможность учителю:
повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся
развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
активизировать деятельность
выявлять причины когнитивных затруднений
корректировать знания учащихся
Использованные ресурсы:
http://kolesnik.ru/2005/mindmapping/
http://www.stimul.biz/
Современные технологии помогают развивать предметные, коммуникативные, социальные компетенции личности.