Творческие способности – дар природы. Распространено мнение, что если человеку дан дар, то он никуда не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорка: “Талант всегда пробьется”. Однако исследования опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться.
Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться. Как это сделать? Прежде всего, знать, что характерными чертами одаренного человека являются:
1. Любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Для ее становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. Одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения.
2. Сверхчувствительность к проблемам. Одно из важнейших качеств истинного творца – способность удивляться и видеть проблемы в противоречии, особенно там, где другим все представляется ясным и понятным. Сверхчувствительность к проблемам является качеством самостоятельно мыслящего человека.
3. Познавательная самостоятельность. Для одаренного человека решение задачи не является завершением работы. Это начало новой работы.
4 .Повышенный интерес к дивергентным задачам. Творцов отличает то, что они не боятся дивергентных задач (задач, имеющих не один, а множество правильных ответов), предпочитают их задачам конвергентным (предполагающим единственно верный ответ).
5. Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи. Она ярко выражается в характере самостоятельных работ.
6. Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения. Это явление редкое.
7. Продуктивность мышления, обилие идей – необходимая предпосылка творчества.
8. Легкость ассоциирования. Выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию.
9. Способнось к прогнозированию, предвидение. Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу.
10. Высокая концентрация внимания. Это выражено: а) в высокой степени погруженности в задачу; б)в возможности успешной настройки, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда вытекает склонность к сложным занятиям.
11. Отличная память.
12. Способность к оценке. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других.
13. Особенности склонностей и интересов. Это проявляется в особом упорстве при достижении цели, в широте интересов.
14. Самостоятельность, которая предполагает: а)независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; б) ответственность за свои поступки и их последствия; в)внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно. Самостоятельность базируется на способности в оценке, умении регулировать собственное поведение и эмоции, в смелости и склонности брать на себя ответственность.
15. Юмор – умение видеть смешное в разных ситуациях.
Некоторые педагогические технологии могут на уроках способствовать развитию одарённых детей, их логического и ассоциативного мышления.
Согласна с вами полностью