«Есть только миг между прошлым и будущим.
Именно он называется жизнь…»
(Размышления о значении События
в судьбе учителя).
В
жизни каждого человека , какой бы необыкновенной или заурядной она ни была,
наблюдается одна и та же закономерность: есть дни и события, которые оказывают
решающее влияние на то, каким будет этот человек .Из бесчисленных впечатлений
бытия всегда можно отобрать и свести воедино то, что определит в человеке саму
его суть.
Но скачки душевного роста совсем не обязательно совпадают с какими-то внешними
переменами и потрясениями. Оглядываясь назад, едва вспоминаешь целые месяцы
жизни и можешь мгновенно во всей ясности и свежести впечатлений воспроизвести
какие-нибудь давно минувшие часы и минуты, те часы и минуты, которые стали
частью твоего «я».
Размышляя о взрослении человека, о том влиянии, которое оказывает учитель на
становление личности, я и попробую выбрать те дни, часы и события, которые, как
я убедилась, оставляют в душе след.
…Юра А. рос в многодетной семье. Это был худенький, с длинными, как плети
руками, мальчик. Светлые, торчащие во все стороны волосы и большие голубые
печальные глаза.
Пятиклассник, а на вид ему было лет восемь, не больше.
Его четыре младших брата учились в соседней школе, Юра же обучался в гимназии.
Двухлетнюю сестренку Валю этот отряд будущих мужчин каждое утро отводил в
детский сад, потом все расходились по своим местам учебы. Учеба Юре давалась с
трудом , а лучше сказать вообще не давалась. До пятого класса мальчик обучался
по индивидуальной программе со своей учительницей начальных классов. И даже
научился писать и читать по слогам, но мать не повезла его на очередную
комиссию ВКК, и Юра сел за парту с остальными ребятами.
Учиться со всеми Юре нравилось- он чувствовал себя полноправным членом
коллектива, но класс его таковым не считал. Часто в его адрес летели обидные
слова «дурачок», «дебил», «Эй, Антип! Покажи справку!». Но, то ли не понимая
смысла этих слов, то ли от того, что радость пребывания со всеми вместе была
сильнее, Юрка никогда не обижался на своих одноклассников.
Получив «адресную помощь» в виде школьной одежды, ранца, тетрадей, карандашей и
фломастеров, он часто раскладывал все содержимое своего ранца на парту и долго
смотрел на новенькие школьные принадлежности.
…К Юре я пришла домой , чтобы поближе узнать , как живет его семья. Воздух в
квартире был очень тяжелый и сырой. Старая мебель, давно некрашеные и немытые
полы , давно
небеленые стены…и груды каких – то поломанных детских игрушек, разбросанных по всей комнате. Нельзя было понять, чем все это было раньше. Видимо, мальчишки таскали эти «игрушки» с мусорной свалки.
Мать и отчим сидели за столом с вновь пришедшими гостями, на столе стояла скудная закуска, девочка сидела у матери на руках. Юры дома не было. Полураздетые мальчишки окружили меня с вопросительным вопросом в глазах и будто ждали, что из своей сумки я достану что-нибудь для них. Мне стало неловко, ведь кроме тетрадок и учебников у меня в сумке ничего не было. Тут заскрипела дверь и на пороге я увидела своего ученика – весь в ржавчине, с калошами на три размера больше на босую ногу , он гордо пошел мыть руки. Казалось, его даже не удивил мой визит . Едва ополоснув руки водой и стряхнув ,Юрка стал объяснять мне, что «сегодня дяде Саше подвернулась работа – грузить металл, я помогал, только что закончил». Но Юра пришел домой только что, а отчим давно сидел за столом… «А я думала , что ты заболел, раз ушел после второго урока…». «Да ну их ,надоело, я устал. И Валька одна дома была, ну я и ушел.»Тут в разговор вступила мать: «Я его ругаю, Тамара Сергеевна, всегда говорю – учись, нельзя с уроков уходить. Учиться надо.»,- твердила она одно и тоже в который раз. Вся ватага детей стояла вокруг нас, раскрыв рты и мало понимая, о чем идет речь. Сердце мое сжалось от боли: бывает у детей и такое детство… Учить эту женщину , как надо правильно жить ? Что нужно мыть детей перед сном? Готовить сытный детский ужин? Едва сдерживая слезы, я вышла на улицу. Глотая свежий воздух, я никак не могла прийти в себя. Конечно, увидеть что-то лучше, я не надеялась, но раскрытые детские рты ,словно у птенцов – желторотиков, не выходили у меня из головы. На следующий день Юра , как всегда пришел в школу одним из первых, как всегда был весел, задевал девчонок, требуя к себе хоть какого –то внимания. На лице и руках оставались еще рыжие пятна ржавчины. Девчонки, косо поглядывая в мою сторону, смиренно терпели все его выходки. Истратив несколько сот калорий, Юрка удобно укладывался на парту, подложив под голову портфель, и тихо слушал правила сокращения дробей. После третьего урока меня вызвали к директору –у мальчика из параллели пропала детская игрушка с дистанционным управлением – что-то вроде полицейской рации , подарок отца. Тот уже несколько дней приносил ее в школу, несмотря на запреты учителей. В кабинете директора уже была мама Кости, она ругалась и кричала, что это сделал Юрка. За Юрку в директорской мы все вместе заступались, как могли; пообещали во всем разобраться и вежливо попросили мамашу и сына носить в школу школьные принадлежности, а не модные игрушки.
Конечно, это сделал Юра. Юры на уроке уже не было, и после занятий я отправилась к нему домой. Дома он был один. Открыв мне дверь, он вдруг испуганно быстро прошел в зал и забрался с ногами на диван. Я села рядом. Мы оба молчали. «Ты же понимаешь, -осторожно подбирая слова, начала я,- рацию нужно вернуть. Это плохо. Так нельзя…А ребята узнают …– стыдно ведь.» Тут мой Юрка соскочил с дивана и скрылся за дверью соседней комнаты. Я ждала. Юрка не выходил. Я подошла к двери и тихонько открыла дверь. Он стоял посреди комнаты с двумя телефонными трубками, опустив голову. И вдруг из-под пустой кровати на середину комнаты начали вылезать ….кролики. В комнате стоял жуткий запах. Возле окна, на столе стояли клетки с открытыми дверцами, а рядом лежал мешок с сеном. «Крысы же в сарае ! Уже четырех крольчат съели! Крысы не боятся ядов…» Юрка начал взахлеб рассказывать, чем кормить, как ухаживать и разводить кроликов. Какие имена дали крольчатам, какие у них повадки, какие они по характеру: «Вон тот шустрый, а этот, черный такой наглый!» …Я принесла рацию в школу. С учителями решили не говорить, кто на самом деле взял ее. Косте сказали, что ее случайно нашли дети начальной школы в школьном саду. Одноклассники пытались узнать подробности пропажи, но « я ведь впервые об этом слышала…» …После звонка я вошла в класс: «Ребята, кто сегодня дежурный ?» «Я» – уже третий день подряд кричал Юрка. «Нет, сегодня дежурят Вика и Наташа, но ты можешь им помочь, как вчера» Быстро пролетали школьные дни. Вчера был субботник, а завтра идем в парк. Оформили классный уголок, пересадили цветы. Юра всегда первым прибегал на субботники. Помощи от него было мало, больше бегая вокруг меня и ребят, чем занимаясь делом, все также «донимая» девчонок, Юрка «светился» от радости пребывания с одноклассниками. Подходила к концу вторая четверть, ребята с нетерпением ждали Новогоднего бала. «Новогодний праздник. Каким он будет у моего Юрки?» – думала я. Родительский комитет класса никогда не забывал о Юре. Новогодний подарок в виде конфет, мандаринов и других сладостей Юрка получал всегда, но я была крайне удивлена, когда одноклассники попросили меня передать Юрке несколько красиво упакованных коробок с детскими игрушками. Я ребят ни о чем не просила, неужели сами? Мне в это верилось с трудом… Да и обидные слова в его адрес что-то я давно не слышала…Сердце ликовало… «Нет, радоваться рано, коллектив еще не принимает моего Юрку….мне еще работать и работать…Но хотя бы начало есть….»,- успокаивала я себя.
Юры в школе не было второй день. Опять иду «в гости».Точно знаю, что без причины он школу не прогуляет. Значит заболел, или что-то случилось. «Да упал я . И гвоздем разодрал бедро. Да завтра приду уже!» «Нет, Юра, выздоравливай !Я пришла узнать, в чем дело, ты ведь никогда не прогуливаешь школу. Мы тебя навестим еще.» Ребятам я рассказала , что случилось с их одноклассником. На следующий день ребята передали Юре полный пакет фруктов, сок, конфеты и печенье. И большую машину с дистанционным управлением… Это было пять лет назад. Сейчас Юра учится в ПТЛ и никогда не пропускает занятия без причины. Каждое утро, идя в школу, я прохожу мимо дома, где живет мой бывший ученик. Отряд из четырех мальчиков и девочки кричат мне: «Здравствуйте, Тамара Сергеевна !» «Если поделить человечество на взрослых и детей , а жизнь – на детство и зрелость, то детей и детства в мире и в жизни много, очень много. Только, погруженные в свою борьбу и в свои заботы , мы их не замечаем…. Мы устроены так, чтобы дети нам как можно меньше мешали и как можно меньше догадывались , что мы на самом деле собой представляем…» Эти слова сказал Я.Корчак. Я могу лишь представить, с какой болью в душе говорил он это. «Как придать прочность крыльям, не снижая полета?» спросил он однажды себя и нас. Мне представляется этот вопрос- раздумье едва ли не лучшей поэтической и вместе математически точной формулой воспитания. Как придать прочность крыльям, не снижая полета,- вот чем должен быть озабочен человек, отвечающий за детство. Сберечь детство – значить уберечь его суть. Детство с двумя-тремя годами юности Герцен назвал «самой нашей частью жизни».Не знаю лучшего определения… «Самая наша» – значит, что, не умудренные еще невзгодами, не отягощенные благополучием, мы в это время ближе всего сами к себе, к своей сути, к сердцевине человеческого «я». Ребенок – это, можно сказать, идеальный взрослый, точнее, взрослый в идеале. Или каким он станет в самом деле, или каким он мог бы быть , если бы не….За этим «не» может следовать разное. А если эти «не» -хочешь ли ты этого или нет – определяют будущее? Как не потерять радость детства, если этой радости малые крохи? Как быть частью коллектива, который тебя не принимает, не похож на тебя?
Вопросы, вопросы, вопросы…А где искать на них ответы?
И вот наступает миг, тот самый Миг УЧИТЕЛЯ, когда ты вдруг понимаешь, что
счастлив счастьем других. Счастлив бесконечно маленьким осколком счастья
Человека, которому досталось черно-белое детство, но который живет и радуется
тому, что он просто «часть целого» .
Не числом выращенных миру известностей определяется в первую очередь мастерство
учителя. Но количеством сохраненной энергией детства. Его сути.
Настоящий учитель знает: в детстве случаются превращения, лишь кажущиеся
неожиданными, бывают отступления, которые подготавливают победы, возможны
падения словно только и предназначенные для последующего взлета….
Ресурсы:
1. И.Преловская. «Ваше слово,учитель.» М.,Политиздат,1976. с.10-11.
2. И.Руденко «Кратчайшее расстояние» М.,Политиздат,1985. с.101-102