kz ru en

Авторизация


Саморегуляция учащихся.

В современной системе преподавания и обучения рассматривается вопрос о том, как дети становятся активными обучающимися, которые формируют свое мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия. «Педагогические подходы, известные как  «преподавание и обучение на основе диалога» и самосознание, или «обучение тому, как обучаться» служат в качестве важных современных интерпретаций социоконструктивистских идей.» [«руководство для учителя», с.116]. Движущей силой «обучения обучению» является самопознание, т.е. способность отслеживать, оценивать, контролировать и изменять то, как индивид мыслит и учится. А значит, чтобы учебный процесс был эффективен, должны соблюдаться ключевые факторы: 1) понимание детьми процесса обучения; 2) понимание того, чему обучать; 3) представление о том, как структурировать учебный процесс;  и 4) как оценить результативность обучения.[«руководство для учителя», с.138].

 Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК третьего (базового) уровня основывается на семи модулях, в основе которых лежит конструктивистская теория преподавания и обучения. Из всех семи модулей самым сложным является модуль «обучение тому, как обучаться», основанный на развитии самопознания и саморегуляции учащихся. Суть этого модуля хорошо отражена в изречении Э.Канта «учить не мыслям, а мыслить». И учить мыслить, и видеть как мыслит ученик сложная задача для учителя. Мы привыкли видеть готовый ответ ученика – верхушку айсберга, а что сокрыто под ним, чаще мы даже и не подозреваем. А ведь это самая важная часть личности ученика – то как он думает, что он думает и как применяет свои умственные способности, какие мыслительные процессы совершает. Сокрыто от нас, учителей, то, что называется «самопознание – осознание субъектом собственных знаний и процесса мышления». [Флейвелл,1976 г., из «руководства для учителя», с.149]. Флейвелл выделяет три компонента самопознания:

Познание себя в качестве ученика

Знание, понимание и оценка целей и заданий

Знание и мониторинг стратегий, необходимых для выполнения заданий.

Обучение тому, как учиться также подразумевает саморегуляцию ученика, которая напрямую связана с метапознанием и тоже, на первый взгляд, не видна. Саморегуляция – это то, какое направление, стратегию выбирает ученик, исходя из собственного самопознания (понимания своего уровня знаний).Выделяют следующие элементы саморегуляции:

Самонаправленность в процессе работы над заданиями

Самостоятельное определение проблемы и цели

Самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблемы.

При этом очень важно учитывать такие аспекты обучения как то, что:

Нужно начать с определения того, где находится ученик

Ученики должны учиться обучению

Ученики должны говорить о том, чему они обучаются

Обучение осуществляется учениками, а не для них.

4
9

Комментарии (4)

Темирова Айнаш,
Преподаватель

Учителя только открывают двери, дальше Вы идёте сами (китайская пословица)

Абдыкова Самал,
Преподаватель

Тема очень актуальная. Работая над повышением уровня саморегуляции учащихся, мы решаем самую злободневную проблему школы -  качество знаний. Благодаря Вашей записи освежила в памяти материал курсов. Спасибо!

Цемох Светлана,
Преподаватель

Спасибо, приятно наблюдать  за работой других коллег.

Васильченко Наталья,
Преподаватель

Не маловажным в развитии саморегуляции у учащихся является то, что абсолютно каждый педагог должен обладать огромными психологическими знаниями, которые влияют на память, восприятие, мышление, воображение ну, конечно же, на личность в целом. Мы должны понимать то, что развитие определенных функций саморегулируемого обучения, связанно с познавательными процессами.