В современной системе преподавания и обучения рассматривается вопрос о том, как дети становятся активными обучающимися, которые формируют свое мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия. «Педагогические подходы, известные как «преподавание и обучение на основе диалога» и самосознание, или «обучение тому, как обучаться» служат в качестве важных современных интерпретаций социоконструктивистских идей.» [«руководство для учителя», с.116]. Движущей силой «обучения обучению» является самопознание, т.е. способность отслеживать, оценивать, контролировать и изменять то, как индивид мыслит и учится. А значит, чтобы учебный процесс был эффективен, должны соблюдаться ключевые факторы: 1) понимание детьми процесса обучения; 2) понимание того, чему обучать; 3) представление о том, как структурировать учебный процесс; и 4) как оценить результативность обучения.[«руководство для учителя», с.138].
Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК третьего (базового) уровня основывается на семи модулях, в основе которых лежит конструктивистская теория преподавания и обучения. Из всех семи модулей самым сложным является модуль «обучение тому, как обучаться», основанный на развитии самопознания и саморегуляции учащихся. Суть этого модуля хорошо отражена в изречении Э.Канта «учить не мыслям, а мыслить». И учить мыслить, и видеть как мыслит ученик сложная задача для учителя. Мы привыкли видеть готовый ответ ученика – верхушку айсберга, а что сокрыто под ним, чаще мы даже и не подозреваем. А ведь это самая важная часть личности ученика – то как он думает, что он думает и как применяет свои умственные способности, какие мыслительные процессы совершает. Сокрыто от нас, учителей, то, что называется «самопознание – осознание субъектом собственных знаний и процесса мышления». [Флейвелл,1976 г., из «руководства для учителя», с.149]. Флейвелл выделяет три компонента самопознания:
Познание себя в качестве ученика
Знание, понимание и оценка целей и заданий
Знание и мониторинг стратегий, необходимых для выполнения заданий.
Обучение тому, как учиться также подразумевает саморегуляцию ученика, которая напрямую связана с метапознанием и тоже, на первый взгляд, не видна. Саморегуляция – это то, какое направление, стратегию выбирает ученик, исходя из собственного самопознания (понимания своего уровня знаний).Выделяют следующие элементы саморегуляции:
Самонаправленность в процессе работы над заданиями
Самостоятельное определение проблемы и цели
Самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблемы.
При этом очень важно учитывать такие аспекты обучения как то, что:
Нужно начать с определения того, где находится ученик
Ученики должны учиться обучению
Ученики должны говорить о том, чему они обучаются
Обучение осуществляется учениками, а не для них.
Учителя только открывают двери, дальше Вы идёте сами (китайская пословица)
Тема очень актуальная. Работая над повышением уровня саморегуляции учащихся, мы решаем самую злободневную проблему школы - качество знаний. Благодаря Вашей записи освежила в памяти материал курсов. Спасибо!
Спасибо, приятно наблюдать за работой других коллег.
Не маловажным в развитии саморегуляции у учащихся является то, что абсолютно каждый педагог должен обладать огромными психологическими знаниями, которые влияют на память, восприятие, мышление, воображение ну, конечно же, на личность в целом. Мы должны понимать то, что развитие определенных функций саморегулируемого обучения, связанно с познавательными процессами.