Человек живет в обществе, поэтому естественно, что он стремится занять в этом обществе определенное место и играть в нем значительную роль. В свою очередь любое цивилизованное общество нуждается в социально активной личности.
Социализация личности, ее взаимосвязь с воспитанием является важной, сложной и многогранной проблемой, как отечественной педагогики, так и смежных наук. Именно от успешного ее решения зависит подготовка личности учащегося к адаптации и интеграции в социуме, самостоятельному выбору ценностей, основанных на гуманистических идеалах, к полному раскрытию своих способностей, к самореализации.
Воспитание подрастающего поколения – это прерогатива государства, а система образования является тем инструментом, который способен не только оказать помощь молодым людям социализироваться (адаптироваться или интегрироваться в социуме), но и воспитать человека гражданского общества.
Таким образом, на современном этапе актуальной является реализация идеи профилизации обучения. Так как данное направление помогает выпускникам школы в профессиональном самоопределении.
Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии и является неотъемлемой частью жизненного самоопределения личности, которое в свою очередь заключается в осознании смысла и цели своей жизни.
Ключевой идеей профильного обучения является расширение поля выбора, обеспечение разнообразия образовательного пространства и создание условий, способствующих успешной социализации учащихся в обществе после окончания школы.
Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избранных им профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности. Без организации предпрофильной подготовки невозможна успешная организация профильного обучения в старшей школе.
Важнейшей составляющей предпрофильной подготовки является профильная ориентация, которая направлена на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проведении вариантов продолжения обучения.
Несмотря на то, что модель предпрофильной подготовки рассчитана, прежде всего, на учащихся 9-х классов, она может осуществляться, начиная уже с 7-го-8-го класса. Это связано с тем, что наряду с элементами информационной, профессионально- и профильно-ориентационной работы следует обратить особое внимание на ситуации, в которых учащиеся оказываются перед необходимостью совершать выбор значимого для него содержания образования осваивать способы преодоления проблем, проявлять себя в качестве субъекта жизненного и социального самоопределения.
В целом предпрофильная подготовка предполагает существенное интегрирование «знаниего» и компетентностно-ориентированного содержания образования, а значит, и принципиальные изменения содержания, форм, методов работы учителя и ученика, характера взаимоотношений между учителем и учеником
Самоопредение учащихся требует разумного отношения .