Решая творческую задачу, человек, как правило, пребывает в плену привычных вариантов. Творческие идеи направляются по «вектору психологической инерции», как раз в ту сторону, где меньше всего можно ожидать сильных решений. Психологическая инерция может быть обусловлена самыми различными факторами: и боязнью вторгнуться в чужую область, и опасением выдвинуть идею, которая покажется смешной, и незнанием элементарных приемов генерирования «диких» идей.
Методы активации поиска творческих идей помогают преодолевать подобные барьеры. Новым идеям необходимо помочь прорваться из подсознания в сознание. Поэтому процесс генерации идей должен быть построен так, чтобы «расковать» подсознание.
Люди больше склонны к генерированию идей, другие – к критическому анализу. При обычных обсуждениях «фантазеры» и «критики» оказываются вместе и мешают друг другу. Поэтому во время обсуждения проблем должно действовать правило: запрещена критика. Следует высказать любые идеи, в том числе и заведомо нереальные (они играют роль своеобразного катализатора, стимулируя появление новых идей). При этом учащиеся подхватывают и развивают предлагаемые идеи. Никто не боится предложить смелую идею. Возникает доброжелательная творческая атмосфера. И это открывает путь всевозможным догадкам при решении проблем. Идеи возникают как бы непроизвольно, неосознанно. Этот метод «мозгового штурма» можно использовать при решении различных задач. В итоге в каждой идее можно выявить рациональное зерно.
А метод морфологического анализа заключается в том, что в начале выделяют главные характеристики изучаемого объекта – оси, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты – элементы. Так рассматривая тему «Имя существительное», можно взять ее в качестве оси, элементами же для оси могут быть род, число, падеж, склонение, время, спряжение и т.д. По этой оси комбинируются, сочетания различных элементов. При этом приходим к выводу, что не все элементы сочетаемы с данной осью. Доказываем, каким образом сочетаются элементы с осью.
Также существует метод интенсификации поиска или метод контрольных вопросов. Например, предлагается список наводящих вопросов: а если сделать наоборот? А если заменить это другим словом? А если изменить форму объекта (слова) и т.д.
Все эти методы активации творческих возможностей человека предусматривают целенаправленную стимуляцию воображения.
При наличии четкой психологической установки на решение какой- либо творческой задачи, течение образно-ассоциативного процесса приобретает продуктивный, целенаправленный характер.
Великолепно описал это творческое состояние А.С. Пушкин:
И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображением,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волнением,
Трепещет и звучит, и ищет как во сне.
Излиться, наконец свободным проявлением –
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние: плоды мечты моей…
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут.
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
http://rudocs.exdat.com/docs/index-385039.html
Существуют новые технологии по критическому мышлению, и мы, педагоги, постоянно проходим новые курсы по КМ.
Мы постоянно учимся.
Учитель в постоянном поиске .
Существуют более 100 технологий по критическому мышлению .