ОТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СООБЩЕСТВУ.
Генри Форд говорил: Собраться вместе — это начало,
оставаться вместе — это прогресс,
работать вместе — это успех.
Динамичность происходящих в современном мире перемен обусловила необходимость переосмысления основополагающих принципов функционирования мировых систем образования. В условиях стремительно меняющегося мира первым, ключевым вопросом и для политиков в сфере образования, и для школ в целом, и для учителей в частности, является вопрос: «Что подлежит изучению учащимися в 21 веке». И вторым, не менее значимым - «Каким образом учителя подготовят учащихся к 21-му веку?»
Для решения этих глобальных вопросов была разработана «Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» первого, второго и третьего уровней обучения.
47 учителей Молодежного региона Осакаровского района успешно освоили Программу разных уровней. Из них 33 учителя прошли обучение по третьему, 6 учителей по второму и 4 учителя по первому базовым уровням. Вернувшись в свои школы, педагоги ознакомили коллег с идеями новой Программы, постарались обосновать необходимость изменения подходов в преподавании и обучении. Заинтересованность коллег зачастую оказывалась не на высоком уровне. Многие учителя столкнулись с трудностями в своих коллективах, поэтому необходимость создания сообщества педагогов новой формации стала неизбежной.
На базе сш № 23 п. Молодежный было создано такое сообщество. Руководителем была выбрана Бекова Д.М. – учитель английского языка.
6 января 2014 года был проведен первый семинар в форме круглого стола. Для работы была обозначена следующая тема: Обновление содержания образования – важнейшее условие изучения и развития личности школьника.
Из данной темы выделены три основные методические проблемы:
1. «Повышение качества образования на основе современных образовательных технологий.
2. Рост профессиональной компетентности педагогических кадров в условиях перехода на новое содержание образования.
3. Внедрение нового механизма оценки результатов учебной деятельности учащихся».
Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решения.
На семинаре были выдержаны все принципы круглого стола:
свобода обсуждения
право на собственное (аргументированное) мнение
уважение к другим мнениям
толерантное отношение к участникам
дружелюбный тон дискуссии
и то, что цель круглого стола – разносторонний взгляд на проблему, на все ее аспекты. Нет смысла убеждать остальных в собственной правоте, отрицая мнения других.
Активное участие в семинаре приняли учителя всех уровней. Присутствовали 21 учитель: Бейсенова А.Т –сш № 20,Яковлева Ю.В – сш № 25,Пляц М.В – сш № 26, Есенгулов К.М – сш № 23,Мизамхаан Х – сш № 23,Шика И - сш № 23,Кашенова А.М –сш № 23,Реймер И.В – сш № 23,Железняк Я.В – сш № 26,Тулеуова Р.К – сш № 23,Жаныспаева К.О – сш №23,Солтаншараф Д – сш № 23,Самет А – сш № 23,Есенбеков М.А – сш № 23,Муханбетжанова Г.Р. – сш № 23,Аушахманова А .М– сш № 23,Бекова Д.М – сш № 23,Ибраева С.Ж – сш № 23,Шабанбаева Н.А – сш № 23,Раменская Н.А. – сш № 23,Галушкин А.Н.- сш № 8
1. Открытие семинара провела Бекова Д.М..Она обозначила тему и проблемы для обсуждения на заседании круглого стола.
2. Проведение тренинга и деление на группы провели: Ибраева С.Ж. и Реймер И.В
Распределение обязанностей: модератор- Бекова Д.М. секретарь-Тулеува Р.К.
Выбор экспертов в группах:
1 группа: Галушкин А.Н. учитель истории сш№8 1 базовый уровень
2 группа: Пляц М.В. учитель биологии сш № 26 3 базовый уровень
3 группа: Раменская Н.А. учитель истории сш №26 1 базовый уровень
4 группа: Железняк Я.В. уитель английского языка СШ №26 3 базовый уровень
5 группа: Сарсенбаева Б.М. сш №23 завуч по учебной части, которая была наблюдателем на данном семинаре.
Пленарное выступление подготовила Раменская Н.А сш № 26. Тема: «Обновление содержания образования государственная программа 2011-2016 гг». В кратце она рассказала о Сетевом сообществе. Как можно развиваться и работать в сетевом сообществе? Распространять материал для обсуждение и наблюдения.Так же отметила, что в феврале на базе СШ№26 планируется семинар для учителей: «Пропаганда разноуровневых курсов среди учителей школ региона».
Галушкин А.Н высказал свое мнение о горизонтальных связях между учителями, фальсификации учебной оценки. Выделил, что при нынешней форме образования меньше внимания уделяется ученику, поднял вопрос об отношении к отличнику и троечнику. Им было отмечено , что качество знания не самое главное в учебном процессе. Мы должны развивать у учащихся спосбность мыслить, научить их приспосабливаться к реалиям жизни.
Ибраева С.Ж высказала благодарность всем собравшимся и свое положительное мнение о живом общении. Создавая сетевое сообщество в интернете мы теряем тепло человеческого общения.
На следующем этапе модератор предложила провести обсуждение своей работы после курсов по выявлению плюсов и минусов в группах, принять решения и огласить результаты.
Тема: выявление существующих проблем современного урока и нахождение возможных путей их решения, выявление трудностей с которыми столкнулись во время работы.
1 группа : выступила Раменская Н.А. Она подняла проблемы: критерии оценивания, низкий статус учителя, поддержка коллег.
2 группа : Галушкиным А.Н. были отмечены следующие проблемы: недпонимание коллег, трайбализм – родственные связи,внедрение новых подходов в обучении, компетентность учителей.
3 группа: Железняк Я.В. и Реймер И.В. обозначели проблемы: несоответсвия с ГОСО, маленький опыт в работе по новой программе и предложили следующие пути решения: организация сетевого сообщесво, делиться друг с другом наработками и новыми решениями проблем.
Предложение Галушкина А.Н. дать возможность оценивания ученику!
4 группа : Шабанбаева Н.А. отметила следующие проблемы: недопонимание коллег, внедрение оценивания.Сарсембаева Б.М. как наблюдатель, высказала свое положительное мнение о компетентностном подходе в обучении, перемены учителя видны,так же отметила, что проблем в обучении очень много.
5 группа :В своем выступлении Пляц М.В подняла вопрос о компетентности ученика и учителя. Данная группа призвала обращать внимание на социальное положение детей!
Участниками семинара было принято общее решение: Активно участвовать в работе сетевого сообщества, делиться опытом, быть открытыми, оказывать взаимопомощь. Ведь профессиональное сообщество это: общие ценности и видение,коллективная ответственность, постоянная рефлексия учителей, сотрудничество, взаимопомощь, взаимное доверие и уважение, обучение учителей,открытость, постоянный поиск новых знаний и идей.
Далее рассматривались следующие вопросы: Шабанбаева Н.А.подняла вопрос о том кого следует отправлять на разноуровневые курсы? Все пришли к общему решению : учителей с небольшим опытом работы на 3 уровень, а на первый и второй уровень учителей со стажем по решению педсовета. Ибраева С.Ж. поделилась опытом работы о проведении менторинга, т.е. наставничиства.Модератор Бекова Д.М. представила видео ролик: «LESSON STUDY в английской школе». После просмотра всеми участниками было отмечено, что данный процесс в английской школе налажен и урегулирован.Коллеги решили внедрять LESSON STUDY в своих школах. Ввести в научно-методическую и опытно- экспериментальную работу. В результате данного решения был составлен план работы учителей школ Молодежного региона Карагандинской области. В данном плане были выделены следующие основные направления: 1.Профессиональный рост учителей. 2. Критериальная система оценивания. 3.Диалоговое обучение. 4.Работа с одаренными учащимися. 5.Лидерство и управление. 6.Работа в сотрудничестве и взаимодействии.7. Возрастные особенности.8. Работа с ИКТ.9.Применение новых технологий. 10. Организационно-методическая работа (Банк учебно-методических разработок, освещение в СМИ).
По окончании семинара учителя ещё долго не расходились и делились своими идеями, мыслями и планами.
Хочется отметить, что к тому времени, как была написана эта статья, в средней школе № 26 учителя провели запланированный февральский семинар. Подробнее, о нем будет освещено позднее.
Я думаю, что нам всем важно не отступать от своего любимого дела, не сойти с трудной дороги, по которой мы идем вместе со своими учениками и коллегами. Тогда обязательно придёт успех и к ним, и к нам. Мне хочется, чтобы в наших школах всегда имело место счастье познания, радость общения, атмосфера любви и творчества, постоянного поиска, единства ученика и учителя. Верю, что вместе с детьми учительство преодолеет многое. Поэтому нам надо учиться у своих коллег терпению, общительности, оптимизму, своим примером показывать умение не останавливаться на достигнутом, идти вперёд и вести за собой учеников, совершенствуя свои знания, чтобы соответствовать времени, в котором живём.
Учителя сш № 23
Бекова Д.М.
Ибраева С.Ж.
Много было предложений. Теперь, я думаю, встретимся в 28 школе. Нам есть. что обсудить. Даля, тебе по LS просто необходимо провести коучинг. Учителей соберем из трех школ. Попробуем выйти за рамки своих школ.