kz ru en

Авторизация


Работа в группе

«Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой, человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…».
А. Дистервег

Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы (5-7 учащихся) для совместного выполнения учебного задания.

Условия формирования опыта.

С самого начало своей педагогической деятельности уделяла большое внимание экологическому образованию учащихся на уроках естественного цикла. Уроки с экологическим содержанием содержат значительный объем информации, требующий для усвоения не только личного опыта учащихся, памяти, но и активного мышления. В поисках форм организации деятельности на таких уроках пришла к выводу, что именно групповая работа поможет мне в решении поставленных задач.

Актуальность и перспектива опыта.

Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценивать свою работу без привычной пятибалльной системы позволяет соблюсти принцип «отметочной безопасности», развивать интерес к предмету, а использование опорных сигналов(таблиц, схем, рисунков и т. п.) облегчит запоминание изучаемого материала.

Для мировой педагогики нового столетия характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Переход классно-урочной системы от фронтальной к индивидуальным и групповым формам работы – это требование времени, а не дань моде. И в этой связи представляется не совсем оправданным то скромное место, которое пока еще занимает в школе групповая работа.

Теоретическая база опыта.

Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах классно-урочной системы. Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из опыта групповой работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке.

Групповое обучение привносит новизну в организацию традиционного процесса, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.

Эстонский ученый Х.И. Лийметс выделяет следующие принципы групповой работы:

класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек;

каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;

внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);

процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;

выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

/Х.И.Лийметс. Групповая работа на уроке.-М. 1975/

Из принципов групповой работы видно, что для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.

При отборе учебного материала для групповой работы необходимо уточнить, какие виды заданий будут представлены в предлагаемом для совместного выполнения задания (понятия, факты, законы, методические знания, оценочные знания и т.д.). Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования:

по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;

содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, не совпадение позиций.

Чем более трудным является задание, тем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.

Одно из важных условий эффективной организации групповой работы - правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенные группы), или по разнородности (гетерогенные группы) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних, и даже слабых учеников ( хотя группа состоящая только из слабых учеников себя не оправдывает). Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. При комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Психолог Ю.Н.Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх».

1
3

Комментарии (1)

Цемох Светлана,
Преподаватель

Групповая работа помогает на уроке .