Мастер-класс был организован в рамках семинара для учителей гуманитарного цикла, не прошедших уровневые курсы на базе сш №26 п. Молодежный Осакаровского р-на. Занятие было направлено на профессиональное совершенствование педагогов в области педагогических подходов и методов запоминания информации, развитию памяти и максимальное содействие самостоятельному развитию учащихся. Свой мастер-класс открыла словами: «Согласитесь, что оказание содействия самостоятельному развитию учащихся - это и есть цель обучения. Существует множество педагогических подходов и методов, предназначенных для оказания помощи ученикам для освоения школьных программ. Я предлагаю вам методы запоминания и развития памяти, которые использовала на уроках в 8 и 11-х классах. Конечно, в этой области у каждого учителя есть свои оригинальные находки. Цель нашего занятия - учиться и совершенствоваться». На мастер-класс были приглашены выпускники школы, которые активно участвовали и помогали педагогам в практической работе. Видеоролик «Секреты памяти», созданный Сидельниковой Д., внес положительные эмоции. Выпускники Краева Ю., Лютикова А., Момбекова Д., Даку А. стали «группой поддержки».
Ирина Вячеславовна, мне бы хотелось подробнее узнать о ваших методах! Ваш мастер- класс прошел прекрасно,и я отметила что ваши ученики едины с вами в достижении целей .
Присоединяюсь к Дальмире. Ирина Вячеславовна, давайте сделаем Ваш блог площадкой для обмена опытом своими наработками и находками по методам запоминания и развитию памяти.
Сводная таблица
Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Основной смысл использования приема "Сводная таблица" в технологии развития критического мышления заключается в том, что "линии сравнения", то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы в какой-нибудь группе "линий сравнения" не было слишком много, можно предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно "линий", а затем попросить их определить наиболее важные. "Важность" необходимо аргументировать. Таким образом, мы избежим избыточности. И сделают это сами учащиеся. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и так далее.Например, сравнительная таблица при изучении комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Чацкий
Линия сравнения
Молчалин
Сравнительную таблицу можно использовать не только при работе с художественными текстами, но и при работе с информационным текстом.
Например, при изучении темы по окружающему миру «Разнообразие животного мира» можно составить такую таблицу:
млекопитающие
Линия сравнения
птицы
тело
конечности
передвижение
питание
При использовании приема «Сводная таблица» желательно, чтобы линий сравнения было не меньше трех, но и не больше шести. Такое количество позиций легче удержать в памяти. Нужно обязательно задавать вопросы тем, кто составлял таблицу. Эти вопросы должны быть интересны. Дети старших классов обязательно должны выделять линию сравнения сами, так как работать по навязанному сценарию не интересно. В начальных классах линии сравнения может выделять учитель. Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения: выделять ключевые слова; систематизировать необходимую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать информацию; развитие монологической речи.
Дальмира, предлагаю встретиться в вашей школе. Проведу занятие и для ваших учителей.Буду только рада! Тем более, что результаты уже есть!
Титовская Наталья, я буду рада поделиться своими наработками. Как лучше это сделать? Конечно, просто скинуть материал-это 10% успеха.А вот если с ним поработать и отобрать лучшее- это шаг вперед. Наташа,материал предлагаешь очень хороший. Мне тоже очень нравится работать с интеллект-картами.Важно все: знание, компановка, угол видения проблемы, цветовое решение, рисунки, символы. На "Капитанской дочке" 8-ой класс такие выдал схемы! Пугачев...репортаж с места событий;+ и - Гринева... Запоминание и повторение происходит не по сценарию учителя, а по уровню восприятия материала.Делимся, что у кого наболело! А хорошего все равно больше!
Ирина, я именно об этом и говорю: предложить, что имеется, и отобрать наиболее интересное, ведь "образование не имеет точки насыщения"
Здравствуйте, Ирина! Очень интересная тема мастер-класса! Не могли бы Вы рассказать о роли учениц. Как работала группа поддержки? Спасибо за интеллект-карты. Наталья, очень полезный материал. Ирина, Наталья, приглашаю Вас в свой блог "Создание и развитие сетевого сообщества школы-гимназии № 10 Абайского района". Как вы работаете над развитием сообщества? Будем рады конструктивным предложениям!
Клингман Елена,здравствуйте. Рада видеть вас. Общение с вами всегда было очень позитивным и приятным. Роль мох помощниц заключалась в том. чтобы консультировать. пояснять те или иные методы и приемы запоминания. Они даже песню исполнили в стиле рэп. которую сочинили. используя мнемотехнику. А в некоторых случаях дети были более раскрепощенными, чем учителя.Леня. спасибо за приглашение. Девушкам нашим огромный привет.