Инклюзивное
образование- образование для всех.
В Послании
Президента Н.А.Назарбаева «Казахстанский
путь – 2050:
Единая
цель, единые интересы, единое будущее» уделяется внимание вопросу интеграции граждан с ограниченными возможностями
в экономическое развитие республики. «Для
них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Позаботиться об этих
людях, которых немало, – наш долг перед собой и обществом». А любая интеграция в жизни общества
начинается со школьной скамьи. В школе ребенок
обучается не только основам
науки, но и получает навыки социального
взаимодействия: через игру и общение со сверстниками он
чувствует себя активным членом
общества, тем самым осознавая свою значимость. Именно на этих принципах
базируется инклюзивное образование.
История развития инклюзивного
образования берет свое начало с середины 80 годов прошлого столетия. Именно
тогда процесс интеграции детей с особыми
образовательными потребностями в жизнь общества сменился инклюзией, то есть
включением. Что дает инклюзивное образование общеобразовательной школе?
Инклюзивное образование развивает методологию, признающую, что все учащиеся
индивидуальные, требующие особого подхода в процессе обучения. То есть подход к
обучению и преподаванию станет гибким, результаты обучения эффективнее и,
следовательно, выиграют все участники образовательного процесса. Государственная
программа развития образования до 2020 года раскрывает этапы планомерного развития инклюзивного образования
в общеобразовательных школах Казахстана. Ведь одна из задач Программы –
«создание условий для обучения в течение всей жизни, образования для всех».
Учебно-методический центр г.Караганды
проводит планомерную работу по пропаганде и внедрению инклюзивного образования
в школах области. 24 декабря 2013 года на базе УМЦ был проведен областной
семинар- практикум
по теме «Организация
и содержание инклюзивного образования детей с ОВР в условиях
общеобразовательной школы», который посетила зам.директора по ВР Дубовской
общеобразовательной средней школы Елубаева Б.К., так как наша школа является
стажерской площадкой по внедрению инклюзивного образования в школах
Бухар-Жырауского района.
Работа стажерской площадки предполагает
обучение других школ, демонстрацию опыта. Поэтому 24 января 2014 года на базе
Дубовской общеобразовательной средней школы был проведен районный семинар для
заместителей директоров по ВР «Инклюзивное образование в общеобразовательной
школе». В работе семинара приняли
участие методист районного отдела
образования Дукуева Б.Ж., методист УМЦ г.Караганды Золотюк
М.Е.
Цель семинара: ознакомление
участников семинара с нормативно-правовой базой и особенностями реализации
инклюзивного образования в РК. В программу семинара были включены следующие
мероприятия:
1)
Коучинг-сессия
«Инклюзивное образование в общеобразовательной школе», которую провели учителя
1 уровня. Шушпанова Е.Н. Елубаева Б.К.
2)
Презентация «Организация работы обучение детей на дому», проведенная
зам. дир. по УВР Ефимовой В.П.
3)
Открытые
уроки: самопознания (с использованием интерактивной доски) Садритдинова М.Н.,
учитель биологии и самопознания, физики (с использованием подхода Lesson Study) учитель Алиева Р.К.
Начался
семинар с приветственного слова директора школы Айтбаевой К.Т., которая рассказала участникам семинара о системе
работы школы по теме семинара. На коучинг- сессии участники семинара не
только были ознакомлены с нормативно-правовой основой инклюзивного образования,
но и включились в активный диалог о значении инклюзивного образования для
общеобразовательной школы, высказали свои сомнения, вместе искали ответы на
поставленные вопросы. Итогом проведенной работы можно считать рефлексию
участников семинара, которые отметили, что такая форма проведения семинара, как
коучинг-сессия позволила им непосредственно самим искать ответы на проблемные
вопросы, а значит, тема прочувствована и
понята.
Презентация Ефимовой В.П. детально ознакомила присутствующих с нормативно-правовой базой при организации
обучения на дому, даны образцы заполнения документов, требования к
календарно-тематическому планированию и ведению журналов.
Открытые уроки не оставили
никого равнодушными. На уроке самопознания в 9Б классе по теме «Жизнь – это
бесценный дар» учитель подвел школьников к выводу о том, что каждый из нас
несет личную ответственность за те поступки, которые мы совершаем в жизни,
главное – не быть равнодушным. Учитель при проведении урока использовал
возможности интерактивной доски (просмотр видеофрагментов, презентации к
уроку), была организована дискуссия по теме урока, прием «круг радости».
Урок физики
был проведен с использованием подхода Lesson Study. Данный подход зародился в Японии и на сегодняшний день
активно используется такими передовыми странами как Сингапур, Великобритания,
Канада, США, Китай.
Центральное
место в Lesson
Study имеет процесс «исследование
урока» или «изучение урока», в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для выяснения, каким образом они могли бы развивать определенный подход
для повышения качества обучения. Участники семинара были ознакомлены со всеми
этапами проведения урока в логике данного подхода: этап подготовки к уроку,
проведение урока с наблюденим за деятельностью учащихся, этап обсуждения и
выработка совместных рекомендаций к улучшению урока.
Методист районного отдела
образования Дукуева Б.Ж., методист УМЦ г.Караганды Золотюк
М.Е. ответили на животрепещущие
вопросы участников семинара,
касающиеся внедрения инклюзивного
образования в общеобразовательные школы республики.
И
закончить свою статью хочется словами Кофи Аннана: «Образование – право каждого человека, имеющее
огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы,
демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой
миссии, кроме образования для всех…»
Шушпанова Е.Н., Елубаева Б.К., учителя 1
уровня Дубовской общеобразовательной средней школы Бухар-Жырауского района
Спасибо за информацию