Давайте совместными усилиями создадим коллекцию методов и приемов групповой работы. Ведь коллаборативная среда обучения подразумевает работу в группах.... Цитировать
Организация обучения в сотрудничестве в малых
группах (по методу Славина) предусматривает группу учащихся, состоящую из
четырех человек (мальчикии девочки
разного уровня подготовленности). Структураурока по этому методу предполагает поэтапную деятельность:
1. Объяснение
нового материла.
2.
Закрепление (отработка в группахориентировочной основы действийкаждым учеником). Группам дается задание и необходимые опоры. Причем
задание выполняется по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется
следующим учеником). Выполнение любого задания объясняется вслух учеником и
контролируется всей группой.
3.Общее обсуждение работы.
4.
Индивидуальная проверка достигнутого на основе тестирования (здесьучащиеся трудятсявне групп). При этом сложность заданий
дифференцируется.
5.Выставление оценок. Оценки суммируются в
группе, и объявляется общая.
6.Рефлексия (Приложение 2).
Таким образом, соревнуются не сильные со
слабыми, а каждый сам с собой, т. е. со своими ранее достигнутыми результатами.
И сильный, и слабый ученики при таком подходе могут принести группе одинаковые
оценки.
Весь учебный класс, состоящий из человек делится на
групп. Каждая группа рассматривает определённую тему, однако каждый
член группы берёт на себя лишь её определённый аспект, который изучается
им наиболее интенсивно. Таким образом, в каждой группе существует лишь
один «эксперт»
по заданному аспекту проблемы. На этом этапе каждая группа получает
общий поверхностный взгляд на проблему, а «эксперты» самостоятельно
углубляются в определённые её аспекты.
Через заданное время первоначальные группы расформировываются и
образуются новые, в которые объединяются «эксперты» по каждому из
аспектов проблемы. На этом этапе происходит обмен мнениями экспертов, в
результате чего их понимание вопроса углубляется, и устраняются
возникшие на первом этапе изучения проблемы вопросы. В результате работы
на данной фазе «эксперты» должны усвоить учебный материал на таком
уровне, который позволил бы им осознанно и безошибочно передать
содержание этого учебного материала другим учащимся, не посвещённым в
данный конкретный аспект проблемы.
На третьем этапе «эксперты» возвращаются в свои первоначальные группы
и передают полученные знания другим членам группы (которые не знакомы с
данным аспектом проблемы, но являются «экспертами» по другому аспекту).
На этом этапе учащиеся учатся внимательно слушать своих коллег,
самостоятельно объяснять новый материал, задавать вопросы и отвечать на
них.
На заключительном этапе учителем проверяется уровень усвоения всех
аспектов проблема каждым членом группы. Контроль может происходить в
любой известной форме и обеспечивает добросовестность работы
«экспертов».
Групповой опрос. Проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика дополняют. Комментируют и оценивают все члены группы. Вопросы составляет учитель. Опрос ведется во всех группах одновременно. Эта форма деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.
Учебная встреча. Обычно проводится при повторении учебного материала как на уроке, так и во внеурочное время. Может быть организована между двумя командами параллельных классов или одного класса. Тему встречи назначает учитель или актив класса. Ведет встречу учитель следующим образом: задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Члены этой же команды могут дополнить его. Если ответ недостаточен, то отвечает другая сторона. Можно задавать дополнительные вопросы. Несколько учеников могут выполнять письменную работу у доски. Учебная встреча это по существу текущий контроль знаний, в котором используются групповые эффекты.
Диспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений,- сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом зависит от темы, заключающей в себе, как минимум, две противоречивые позиции. Педагог продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и , главное, выводы, к которым ученики должны прийти в результате обсуждения. Ведущий обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, регулировать очередность и заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца. Цель диспута- научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в споре показать ученикам истинность той или иной позиции. Правила ведения дискуссии. Я критикую идеи , а не людей. Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению. Я побуждаю каждого участника к обсуждению. Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен. Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему. Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.
Нетрадиционные уроки. К групповым технологиям относятся нетрадиционные уроки, на которых имеет место разделение класса на группы: Урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок и др.
Взято на http://digfoot.3dn.ru/ 27.03.2014г. в 16ч.12 мин
Этот метод
предусматривающую работу в группах по 4-5 человек. Вместо того чтобы каждый
член группы получал отдельную часть работы, вся команда работает над одним
материалом (например, работает над одним текстом). Но при этом каждый член
группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в
ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп (этот этап мы
используем иногда). В конце все проходят индивидуальный контрольный срез,
который и оценивается. Результаты суммируются. Команда, достигшая наивысшей
суммы баллов, награждается.
На уроках
русского языка этот метод мы чаще применяем при работе с текстом.
Метод иерархического ранжирования карточек Формируемые навыки: совместной работы; мышления, принятия решений. Сущность метода Метод формирует у учащихся навыки отбора информации, приоритетной по отношению к конкретной ситуации, и обоснования своего выбора. Метод аналогичен методу «Иерархии бриллиантов», предназначенному для отбора натболее приоритетных заданий. Планировка класса и принцип взаимодействия учеников Ученики работают у доски, у стены или за столом. Алгоритм реализации метода 1. Группы учеников, работающих в условиях малых групп, получают набор карточек. 2. Ученики раскладывают (горзинтальной линией или несколькими рядами) полученные карточки в порядке важности/приоритетности. 3. Ученики сопоставляют проделанное ими ранжирование карточек с вариантами, предложенными другими группами, для последующего обсуждения в классе. 4. На завершающем этапе возможно проведение опроса по итогам выполнения задания. 5. Использование данного метода возможно параллельно с методом «Пять вопросов».
Бекова Дальмира, спасибо за метод! Сразу столько идей возникло! Во время работы с родителями на Неделе самопознания, мы как-то создавали Дом Семьи: распределяли по важности ценности важные для семейных отношений. Очень похоже на предложенный Вами метод!
«Вертушка» (метод Славина)
Организация обучения в сотрудничестве в малых группах (по методу Славина) предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек (мальчики и девочки разного уровня подготовленности). Структура урока по этому методу предполагает поэтапную деятельность:
1. Объяснение нового материла.
2. Закрепление (отработка в группах ориентировочной основы действий каждым учеником). Группам дается задание и необходимые опоры. Причем задание выполняется по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником). Выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.
3. Общее обсуждение работы.
4. Индивидуальная проверка достигнутого на основе тестирования (здесь учащиеся трудятся вне групп). При этом сложность заданий дифференцируется.
5. Выставление оценок. Оценки суммируются в группе, и объявляется общая.
6. Рефлексия (Приложение 2).
Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый сам с собой, т. е. со своими ранее достигнутыми результатами. И сильный, и слабый ученики при таком подходе могут принести группе одинаковые оценки.
Метод Джигсо.
Весь учебный класс, состоящий из человек делится на групп. Каждая группа рассматривает определённую тему, однако каждый член группы берёт на себя лишь её определённый аспект, который изучается им наиболее интенсивно. Таким образом, в каждой группе существует лишь один «эксперт» по заданному аспекту проблемы. На этом этапе каждая группа получает общий поверхностный взгляд на проблему, а «эксперты» самостоятельно углубляются в определённые её аспекты.
Через заданное время первоначальные группы расформировываются и образуются новые, в которые объединяются «эксперты» по каждому из аспектов проблемы. На этом этапе происходит обмен мнениями экспертов, в результате чего их понимание вопроса углубляется, и устраняются возникшие на первом этапе изучения проблемы вопросы. В результате работы на данной фазе «эксперты» должны усвоить учебный материал на таком уровне, который позволил бы им осознанно и безошибочно передать содержание этого учебного материала другим учащимся, не посвещённым в данный конкретный аспект проблемы.
На третьем этапе «эксперты» возвращаются в свои первоначальные группы и передают полученные знания другим членам группы (которые не знакомы с данным аспектом проблемы, но являются «экспертами» по другому аспекту). На этом этапе учащиеся учатся внимательно слушать своих коллег, самостоятельно объяснять новый материал, задавать вопросы и отвечать на них.
На заключительном этапе учителем проверяется уровень усвоения всех аспектов проблема каждым членом группы. Контроль может происходить в любой известной форме и обеспечивает добросовестность работы «экспертов».
Прочитала прием "Вертушка", очень заманчиво, попробую так провести урок в своем классе. Интересно сколько времени займет?
Групповой опрос. Проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика дополняют. Комментируют и оценивают все члены группы. Вопросы составляет учитель. Опрос ведется во всех группах одновременно. Эта форма деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.
Учебная встреча. Обычно проводится при повторении учебного материала как на уроке, так и во внеурочное время. Может быть организована между двумя командами параллельных классов или одного класса. Тему встречи назначает учитель или актив класса. Ведет встречу учитель следующим образом: задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Члены этой же команды могут дополнить его. Если ответ недостаточен, то отвечает другая сторона. Можно задавать дополнительные вопросы. Несколько учеников могут выполнять письменную работу у доски. Учебная встреча это по существу текущий контроль знаний, в котором используются групповые эффекты.
Диспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений,- сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом зависит от темы, заключающей в себе, как минимум, две противоречивые позиции. Педагог продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и , главное, выводы, к которым ученики должны прийти в результате обсуждения. Ведущий обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, регулировать очередность и заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца. Цель диспута- научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в споре показать ученикам истинность той или иной позиции.
Правила ведения дискуссии.
Я критикую идеи , а не людей.
Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
Я побуждаю каждого участника к обсуждению.
Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен.
Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.
Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.
Нетрадиционные уроки.
К групповым технологиям относятся нетрадиционные уроки, на которых имеет место разделение класса на группы: Урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок и др.
Метод Славина «Пила-2»
Этот метод предусматривающую работу в группах по 4-5 человек. Вместо того чтобы каждый член группы получал отдельную часть работы, вся команда работает над одним материалом (например, работает над одним текстом). Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп (этот этап мы используем иногда). В конце все проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты суммируются. Команда, достигшая наивысшей суммы баллов, награждается.
На уроках русского языка этот метод мы чаще применяем при работе с текстом.
Метод иерархического ранжирования карточек
Формируемые навыки:
совместной работы;
мышления, принятия решений.
Сущность метода
Метод формирует у учащихся навыки отбора информации, приоритетной по отношению к конкретной ситуации, и обоснования своего выбора. Метод аналогичен методу «Иерархии бриллиантов», предназначенному для отбора натболее приоритетных заданий.
Планировка класса и принцип взаимодействия учеников
Ученики работают у доски, у стены или за столом.
Алгоритм реализации метода
1. Группы учеников, работающих в условиях малых групп, получают набор карточек.
2. Ученики раскладывают (горзинтальной линией или несколькими рядами) полученные карточки в порядке важности/приоритетности.
3. Ученики сопоставляют проделанное ими ранжирование карточек с вариантами, предложенными другими группами, для последующего обсуждения в классе.
4. На завершающем этапе возможно проведение опроса по итогам выполнения задания.
5. Использование данного метода возможно параллельно с методом «Пять вопросов».
Бекова Дальмира, спасибо за метод! Сразу столько идей возникло! Во время работы с родителями на Неделе самопознания, мы как-то создавали Дом Семьи: распределяли по важности ценности важные для семейных отношений. Очень похоже на предложенный Вами метод!