Для достижения успеха коучу необходимо знать и понимать как процесс коучинга, так и все разнообразие стилей, навыков и техник, применяемых в коучинге.Коллеги, давайте поделимся опытом эффективной организации коучингов.
Исходя из собственного опыта, думаю, что при проведении коучингов необходимо учесть следующее:
1. выбор темы коучингов должен быть обоснован анализом проведенных предварительных исследований школьной практики (тема должна идти «снизу»);
2. все задания коучинга должны соответствовать теме и служить её планомерному развитию;
3. должна быть продумана обратная связь (не только во время проведения коучинга, но и после него, для того чтобы отследить применение учителями на практике полученных знаний);
4. необходимость оповещения всего коллектива о мероприятии (объявление о проведении коучинга должно быть ярком, красочным, необычным, привлекающим внимание, нестандартным);
5. приготовить помещение (учитывая правильную расстановку столов и стульев) и материалы, необходимые для проведения коучинга;
6. договориться с теми, кто может помочь в подготовке (включая необходимость подготовки помещения, возможно расстановки столов, стульев, подготовки материала – разрезать, склеить, разложить, подключить аппаратуру, делать фото- и/или видеозапись хода мероприятия и т.д.);
7. разнообразить деление на группы (по количеству домашних животных, по любимому фрукту, по цвету волос, глаз, по строчкам любимых песен и т.д.);
8. разработать для себя схему проведения коучинга и, не отступая от неё провести несколько коучингов, чтобы создать у коллег ощущение постоянства;
9. во время проведения коучу необходимо своевременно реагировать на все высказывания, предлагая обсудить всем вместе наиболее проблемные, острые вопросы, направляя педагогов в нужное русло;
10. учитывать возможные риски (например, ограниченные временные рамки) и предусмотреть возможности для их преодоления (например, отложить проведение физкультминутки), т.е. быть более гибким, учитывать обстоятельства и быстро принимать решения относительно изменений;
11. Поскольку в основе коучинга лежит использование психологии оптимизма и успеха, заканчивать коучинг нужно на положительной ноте (возможно продумать поощрения в виде медалей, веселых званий, дисков с материалами по теме, обоев на рабочий стол персональных компьютеров по тематике коучинга и т.д.);
12. по окончании коучинга необходимо заинтересовать коллег следующей встречей (перспективами профессионального развития, реальными изменениями в практике преподавания, возможностью решения педагогических проблем, последующей аттестацией, возможностью прохождения Программы уровневых курсов);
13. после проведения коучинга необходимо отрефлексировать свои действия, особое внимание уделяя тому, что получилось (чтобы применить это ещё раз) и тому, что не получилось (для того чтобы выявить причины неудачи и предусмотреть способы устранения этого в последующих своих коучингах);
14. при проведении следующего в коучинг-сессии занятия возможно обратить внимание на то, что обсуждалось на прошлом коучинге (попросив одного из присутствующих рассказать вкратце о чем говорили на прошлом занятии, или использовать стратегию «Горячий стул», например, для двух участников прошлого коучинга, которым могут задать вопросы по прошедшему занятию желающие учителя);
15. Поскольку лучшение продуктивности деятельности — это главное, для чего и применяется коучинг, следует продумать поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов применения на практике знаний, полученных на коучинг-занятиях (благодарности на школьной линейке, присвоение званий «Лучший учитель, применяющий приемы критического мышления» и т.д.)
Спасибо, Ирина за своевременный материал. Завтра провожу коучинг в школе, а послезавтра на город для географического сообщества. В твоем материале есть моменты, которые я упустила. Спасибо за подсказку!
ЧО НАДО ЗДЕЛАТЬ СКАЖИТЕ?
Шахмаралов Дархан, поделитесь опытом: что нужно учесть при проведении коучингов. Может на практике Вы встретились с трудностью - опишите какой и расскажите, как Вы её преодолели, чтобы Ваши коллеги смогли воспользоваться Вашим опытом.
Воронина Тания, рада, что помогла.
Действительно я согласна с вами при проведении коучинга главное -четкое планирование , нужно постоянно следить за временем, а самое главное - практический выход, применение полученных знаний, информации в работе вашими коллегами
сейчас это очень модно и много книг, семинаров по практике проведения коучингов, например книга: Джули Стар "Коучинг". Кстати не обязателен контроль времени, обучающимся важнее уяснить для себя, как решать проблему, заявленную на коучинге
Я тоже считаю, что следить за временем не обязательно. если обучающиеся устали, коучинг можно заканчивать, а если есть желание еще выступить или задать вопросы - нужно продолжать. Но конечно, все хорошо в меру.
Тания, я с вами полностью согласна... Золотая середина с ориентацией на участников.
Спасибо, Ирина, за " подсказки", собираюсь провести коучинг, думаю,что они пригодятся
Елубаева Ботагоз, Вы правы, что "самое главное - практический выход, применение полученных знаний, информации в работе вашими коллегами". предлагаю обсудить тему: каким образом это отследить при проведении выездных семинаров.
Россейкина Ольга,спасибо за рекомендацию!
Я думаю , что нужно подготовить вопросы для групповой работы учителям, чтобы они на постерах показали какие виды работ они используют в своей практике, на уроке, при проведении внеклассных мероприятий . Если они это не делают , то при защите постеров это можно проследить.
Елубаева Ботагоз,действительно, это важно.