Данный доклад посвящен относительно новому явлению в казахстанской системе образования – инклюзивному обучению детей - инвалидов. Данная проблема, несомненно, является актуальной и требующей к себе должного внимания, поскольку количество детей с врожденными и приобретенными пороками развития с каждым годом неумолимо растет. Государство ставит задачи ранней диагностики отклонений в развитии у детей и ранней коррекции этих отклонений за счет компенсаторных функций организма. Система образования, в свою очередь должна по возможности включить данную категорию детей в процесс обучения в массовых детских садах, школах, профлицеях и ВУЗах.
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
По-прежнему остается ряд нерешенных проблем и барьеров на пути внедрения инклюзивного образования в Казахстане:
- Некорректное отношение к детям с ограниченными возможностями.
У нас нет адекватного представления об этих детях. Мы просто боимся того, чего не знаем.
- Отсутствие специально подготовленного педагогического состава.
Пока учителя общей школы не готовы к обучению детей, имеющих отклонения в развитии. Государству необходимо поменять стандарты высшего педагогического образования, уделив особое внимание подготовке специалистов соответствующего профиля.
- Плохая материально-техническая оснащенность учебных заведений.
Отсутствуют специальные устройства и обучающие материалы для детей, а также методические пособия для учителей.
- Барьер физического доступа.
Есть большая категория детей с ограниченной мобильностью, которые по уровню развития своего интеллекта смогли бы обучаться в общеобразовательной школе и быть успешными. Но пока в школах не созданы условия для таких детей.
- Жесткие требования государственного стандарта.
Введение широкой варьированной системы оценивания достижения учащихся, позволит включить в общий поток детей с различными отставаниями от нормы развития в интеллекте.
К сожалению, педагоги массовой школы не подготовлены к работе с данной категорией детей. Встречается множество трудностей и вопросов, с которыми учитель вынужден справляться самостоятельно.
http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/01/10/vnedrenie-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v
Спасибо за информацию
Мне кажется начать следует все-таки с материально-технической базы. Когда я была в Америке, лично мне запомнилась одна поездка на автобусе. На остановке был инвалид в кресле, подъехал автобус, вышел водитель, спустил специальный спуск в автобусе, инвалид заехал, также слез на своей остановке, поехал в супермаркет. Что позволяет им жить за границей полной жизнью? доступность перемещения, у них все сделано для удобства людей, есть везде пандусы, нет высоких бордюров, как у нас на пешеходах)))) есть специальные комнаты в отелях для инвалидов со специальным удобным душем, где они самостоятельно могут помыться и т.д.
Вы правы по поводу инвалидов, так как у нас и для здоровых людей не все приспособлено, где уж говорить и о людях с ограниченными возможностями. Когда я иду в школу: первое я, как и мои дети, иду через гаражи, а это иногда опасно, в аторых по дороге такие ямы, что и здоровому человеку не пройти