Школы давно превратились в закрытые корпорации — именно поэтому стало возможным обращение учителей в рабство в поселке Жосалы. В этом убежден политолог Айдос Сарым. Другие эксперты согласны с тем, что ситуация вопиющая.
Рабские отработки учителей села Жосалы Актюбинской области шокировал многих. Директор школы заставляла педагогов вести хозяйство в ее доме:
делать уборку,
стирать вещи,
готовить еду и даже
следить за ребенком.
Чтобы не лишиться работы, учителя долго терпели подобное отношение.
Двое учителей, не выдержав, уволились по собственному желанию — вместо того, чтобы обратиться в правоохранительные органы
Еще двоих директриса уволила лично, без всяких на то оснований. По словам учителей, супруг директрисы является депутатом районного маслихата, что отчасти объясняет ее бесцеремонность и безнаказанность.
Айдос Сарым
Учитель — пешка в коррупционных схемах
Политолог Айдос Сарым уверен, что если не выносить на суд общественности такие инциденты, они станут системными. Снижение авторитета учителей в Казахстане произошло не одномоментно, убежден эксперт. Ситуация складывалась десятилетиями, начиная с советских времен.
— Именно в советские годы это пошло, когда учитель стал бесплатным приложением госаппарата
Если нужно выборы организовывать — пусть делают учителя, если перепись — снова учителя. Понятное дело, что такая ситуация выбивает почву из под ног педагогов. К ним теряется уважение, пропадает и самоуважение. Как учитель будет смотреть в глаза детям, если все знают, что он врет или делает что-то недостойное? — задается вопросом политолог.
Такая ситуация очень сильно снижает планку «человеческого измерения». Происходит «огосударствление» учителей, а полномочия по отношению к ним директоров и других представителей административного аппарата возрастают.
— Все это приводит к коррупции — в школах начинаются сборы. Учителей заставляют «выколачивать» деньги из родителей, перед их руководством появляются бескрайние возможности для злоупотреблений личностного характера. А ведь это тоже своего рода коррупция! Во времена крепостного права тоже предполагался не только оброк, когда какую-то часть урожая или приплода надо было отдавать барину, но предполагались и физические отработки — в определенные дни крестьяне должны были отрабатывать на хозяйском поле.
Сегодня подобие крепостного права наблюдается и у нас в системе образования, — отмечает он.
Раскрепостите школу!
По убеждению Айдоса Сарыма, если правительство действительно хочет провести модернизацию в стране, то в первую очередь должно раскрепостить школу, убрав с учителей ненужные и не свойственные им функции. Особенно это касается обязанностей по организации выборов.
— Вообще не нужно ставить в школах эти избирательные пункты. Школа должна быть местом автономного образования: все в ней должно быть заточено под то, чтобы воспитать и выучить новое поколение граждан. Только при таком раскладе у учителей появится авторитет.
Во всем мире учителя, врачи и полицейские являются самыми уважаемыми профессиями
У нас же наоборот — врачей называют «рвачами», учителей считают рабами, а полицейских сравнивают чуть ли не с бандитами. И с таким обществом мы далеко не уедем — происходит колоссальная девальвация человеческого капитала, — убежден Сарым.
По мнению депутата мажилиса Ирины Смирновой, случай в школе села Жосалы является из ряда вон выходящим. Но по ее наблюдениям — это не повсеместная практика.
— По крайней мере, лично я, работая директором в Алматы и в северных регионах Казахстана, практически не сталкивалась с такими случаями — по крайней мере, заявлений не было. Но однозначно, чтобы учитель становился рабом, это неприемлемо. Учитель должен быть свободным, открытым, готовым к творчеству. А если его к такой деятельности понуждает директор, это приведет к тому, что он не сможет полноценно давать знания. Но ведь учитель должен быть учителем. Так же как и врач должен быть врачом, — уверена депутат.
Чего опасается учитель?
По ее наблюдениям, сегодня в сельской местности ввиду безработицы многие учителя изо всех сил стараются удержаться на своих рабочих местах, так как работа в школе — это работа, которая постоянно оплачивается .
— И учитель предполагает, что он зависим от директора. Но если происходят ситуации, связанные с неправомерным отношением, учителя должны говорить правду и не бояться, — говорит Смирнова.
Она убеждена: если директор ведет себя неправомерно по отношению к учителям, те обязательно должны писать заявление в прокуратуру, чтобы правда восторжествовала.
В случае школы села Жосалы, там учителя так и сделали. И в настоящее время в отношении директрисы, злоупотребившей должностными полномочиями, проводится проверка сотрудниками прокуратуры, а сама она написала заявление об увольнении по собственному желанию. Между тем, по словам юриста Сергея Уткина, по данному случаю директору
предусмотрен срок до 4 лет, согласно 250 статье уголовного кодекса РК «Злоупотребление полномочиями»
— Помимо этого грозит конфискация имущества и лишение права занимать определенные должности. То есть это серьезная статья, — подчеркивает Уткин.
Ирина Смирнова отмечает, что на сегодняшний день министерство образования особенно внимательно рассматривает вопросы, касающиеся нарушений в отношении работы учителей. Ранее министр образования и науки Ерлан Сагадиев говорил, что учителям нередко приходится собирать анализы, карточки, распространять проездные билеты, делать обходы, а также проделывать кучу дополнительной бумажной работы. Это, по его словам, нужно запретить на законодательном уровне.
EXPO-обязаловка
Сегодня случаи, когда права учителей в Казахстане нарушаются в той или иной степени, периодически возникают в разных регионах страны. Не так давно в Кызылординской области поликлиники для пополнения своего бюджета
незаконно обязали свыше 4 тыс. педагогов области дополнительно пройти платный осмотр у разных врачей,
что вовсе не являлось обязательным. Общая сумма оплаты данных услуг составила более 3,5 млн тенге. Когда факт нарушения вскрылся, прокуратура завела дело и сейчас поликлиники возвращают учителям необоснованно оплаченные деньги.
Нарушению прав учителей поспособствовало и грядущее проведение выставки ЭКСПО-2017. Педагоги из разных регионов Казахстана то и дело жаловались в СМИ, что их принуждают заранее покупать билеты на это мероприятие. Минимальная цена — от четырех тысяч тенге. Иногда, чтобы приобрести один билет, учителям приходилось складываться.
Сотрудник одной из школ Зайсанского района Восточно-Казахстанской области рассказывал, что на школу было выделено 20 билетов, которые и распределили по учителям.
— Билеты привезли зимой. Мы не хотели их покупать, но руководство школы сказало: «Поедешь или нет, но билет купишь». Не пропадать же теперь билету, решила отправить своим детям, они живут в Астане.
И хотя в EXPO опровергают слухи о принудительной покупке билетов и заявляют, что столкнувшись с этим, учитель может пожаловаться посредством электронного письма, мало кто на это решается.
Сергей Уткин убежден, что это надо «лечить» с помощью прокуратуры:
— Подавляющее большинство учителей, боясь лишиться работы, предпочитает отделаться «малой кровью» — заплатить за билеты и «не выпендриваться».
Но те учителя, которые все же не хотят молчать, пусть подают заявления непосредственно на тех, кто принуждает их эти билеты покупать. И пусть прокуратура дальше разбирается: если принуждал покупать билеты директор, пусть расскажет, кто его принуждал. Возможно, его освободят от уголовной ответственности, а привлекут уже кого-то из руководства EXPO. В любом случае, всех будут допрашивать официально, как свидетелей. При этом, другим учителям-коллегам обманывать следствие я не рекомендую — ведь если впоследствии вскроется, что нарушение имело место быть, за ложь предусмотрена уголовная ответственность. Поэтому,
если не хватило смелости самому написать заявление, то нужно хотя бы честно рассказать о ситуации в показаниях.
Только таким образом эту «болезнь» возможно вылечить, — уверен Уткин.
Бояться удобно
С ним солидарна Ирина Смирнова, которая считает, что если есть факт принуждения к покупке билетов — учителям нужно писать заявление в прокуратуру.
— Если же они хотят молчать и чтобы одновременно кто-то за них решал этот вопрос, так не бывает. Сегодня просто стало удобным бояться
Хотя выбор за каждым: хочет — едет, хочет — не едет. А вообще, на мой взгляд, на EXPO учителя смогут увидеть много интересных вещей, ознакомиться с последними мировыми достижениями. И я считаю, что местные исполнительные органы должны помочь им оказаться на этой выставке, — считает Смирнова.
Школы — закрытая корпорация
Однако Айдос Сарым возражает — сказать «жалуйтесь» легко. Но когда нет альтернативы, ничего кроме как молчать учителям не остается
— Если бы у нас школы были сродни сети магазинов, то учитель, если бы ему что-то не понравилось в работе, мог бы без проблем пойти в другое место. А в ситуации, когда система школьного образования монополизирована государством и большинство школ входят в облоно, районо и гороно, человек, получивший «волчий билет», автоматически теряет право на профессию. К тому же, не все молодые учителя, имеющие семью и кредиты на шее, обладают достаточным жизненным опытом, в случае если столкнулись с каким-либо принуждением на работе, доказывать свою правоту и судиться.
Школы — это закрытая корпоративная система, там все друг друга знают. Любой директор, впоследствии принимая человека на работу, обязательно позвонит в школу,
где тот работал. И если там скажут, что человек скандалист, он автоматически лишится возможности преподавать детям, каким бы талантливым не был, — говорит политолог.
А пострадают наши дети…
По наблюдениям Сарыма, врачам в этом плане проще: количество частных поликлиник растет. Стало быть найти работу врачу не так проблематично, как учителю.
— Школ в таком количестве нет. Поэтому говорить «не бойтесь, подавайте жалобы», наверное правильно, но с практической и человеческой точек зрения это сложно реализовать, — отмечает Сарым.
Сегодня, по его словам, только правительство может изменить ситуацию.
— Правительство должно задаться вопросом, что оно хочет получить от школы и каким бы оно хотело видеть молодое поколение.
Если они хотят, чтобы молодежь воспитывали слабые люди с испорченной совестью люди, тогда пусть оставляют сегодняшнюю ситуацию неизменной
Но если они осознают, что она опасна не столько для действующей политической системы, но чревата потерей целых поколений, тогда нужны серьезные системные изменения, — уверен он.
https://365info.kz/2017/05/rab-ili-uchitel-chemu-uchit-intsident-v-sele-zhosaly/
О статусе учителя много пишут и говорят, но....
Удачи
Статус учителя выше
Острая статья... есть над чем подумать...