Данные анкетирований, проведённых мною на этапе курсов «Практика в школе», показывают, что все участники образовательного процесса (учителя, учащиеся и родители) нашей гимназии едины во мнении – для успешной интеграции получаемых на уроках знаний наш ученик и выпускник прогрессивного образовательного учреждения должен обладать ключевыми компетенциями, практическими способностями в четырех сферах – уметь обучаться, осваивать новые знания, уметь эффективно работать, уметь сотрудничать, уметь жить в быстро меняющемся мире. Поэтому ключевая идея использования новых подходов в преподавании и обучении, предлагаемых Кембриджской программой, как мне кажется, через обучение тому, как учиться, повлияет на формирование ключевых компетенций гимназистов и развитие их функциональной грамотности, что и обеспечит эффективную социальную адаптацию в современном обществе. Данная идея отражает мировой позитивный опыт образовательных учреждений, а её реализация обеспечит переход от педагогики знаний к педагогике развития.
Что же такое, по сути, обучение тому, как учиться? Изучив теоретические аспекты Программы, созданной совместно с ЦПМ и Кембриджским университетом, прихожу к выводу: идея обучения тому, как учиться прослеживается через любую педтехнологию и приём в обучении.
Все современные педагогические технологии направлены на развитие ученика: только больше развивать надо деятельность ученика в использовании того, чему он учиться на уроке. Поэтому идея использования для этого компетентностных, практико-ориентированных задач, имеет место быть. Ещё раз подчеркну, что использование педагогами нашей гимназии большого количества продуктивных педтехнологий, приёмов обучения – это не плохо. Если их использование систематизировать и направить в одно русло – развивать ключевые компетенции и функциональную грамотность учащихся для успешной интеграции их знаний во все предметные области, то наши гимназисты и в социуме будут успешны.
Сегодня жизнь ежедневно требует новых идей, новых подходов в обучении. Каждый учитель на практике сталкивается с множеством проблем, с трудностями, должен уметь решать такого рода проблемы. Он постоянно работает над совершенством в обучении, в образовании. Я тоже стремлюсь улучшить процесс преподавания: хочу, чтобы дети свободно и независимо выражали свое мнение, умели слушать, вступать и вести диалог, воспроизводить ранее изученное, анализировать содержание информации различных источниках, работать в команде (группе), обсуждать проблему, принимать и уважать мнение других, использовать личный опыт, оценивать результаты своей деятельности.
В этом мне помогают новые подходы в преподавании, в тоже время по сути своей это те подходы, которые наши коллеги успешно применяли в своей работе, и весьма успешно, много лет назад (ещё в советских школах). В частности в свое практике я применяю элементы технологии «Педагогики сотрудничества» и технологии витагенного образования А.С. Белкина. В основе методологических подходов, указанных технологий, лежат: личностно ориентированный, комплексный, деятельностный, социокультурный, коммуникативный. Все это созвучно с учением через обучение.
Спасибо. Действительно, очень хотелось бы, чтобы дети не только тебя слушали, но и СЛЫШАЛИ. Ведь от того как они СЛЫШАТ и зависит применение того, что они услышали. Только в этом случае школа будет обучать, а учащиеся научатся учиться.
Согласна с использованием преподавателями гимназии педтехнологий, но добиваться результатов пусть и небольших следует не перескакивая от одной к другой.