Цель:
Развивающая:
-ознакомить учащихся с устным народным творчеством казахского
народа;
-отрабатывать умение работать с текстом;
-продолжить работу по усовершенствованию техники чтения;
Образовательная:
Ознакомление с произведениями устного народного творчества
Воспитательная:
Привить интерес к чтению казахских народных сказок, чувство патриотизма, чувство взаимовыручки, доброту, чувство взаимопонимания и коллективизма.
Умение проявить находчивость, сообразительность, лаконично отвечать на вопросы.
Ход урока
1.Организационный момент
- Я рада вам, ребята, я рада свету, солнцу.
- Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте удачи.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «Пять»!
2. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы продолжим путешествие в мир сказок, в мир тайн и волшебства.
Как вы думаете, почему я показываю вам картинку монументального комплекса «Астана - Байтерек»?
Так, в основу сооружения нашего сказочного Байтерека был положен сюжет о спасении героем птенцов легендарной птицы Самрук. Наш Президент, вспомнив любимую в детстве сказку «Ер-Тостик», вдохновился ее идеей при разработке комплекса «Байтерек - Астана», как символа, берущего истоки в фольклоре казахского народа. «Байтерек» - это сказочное дерево, которое нашел герой древнего эпоса казахских народных сказок Ер – Тостик. Согласно тюркским легендам, по поверьям казахов в его ветвях раз в год откладывала золотое яйцо сказочная и легендарная птица Самрук, дающее жизнь всему живому и символизирующее саму жизнь. Но, как и времена года, жизнь, рожденная Великой птицей, постоянно замирала – каждый раз, когда из яйца появлялся на свет птенец, по стволу огромного дерева наверх заползала огромная змея-дракон, которая съедала беззащитного новорожденного. Батыр Ер-Тостик, направил свою стрелу прямо в сердце дракона и убил его. Благодарная птица помогла Ер-Тостику выбраться из подземелья на поверхность земли…»
Во время Съезда мировых и традиционных религий, который проходил в Астане Нурсултан Назарбаев сказал, что тянущиеся вверх ветви символизируют руки разных народов, поддерживающих земной шар.
3. Усвоение новых знаний
1. Вступительное слово: В сказках живет душа и история народа. С самого детства нас окружают сказки, которые воспитывают в нас характер, прививают нам человеческие качества, волю и учат нас жизни. Нет такого человека на земле, кто не знал бы хотя бы одной сказки или не слышал её. Сказка – удивительное творение. Она возвышает человека, радует его, дает веру в свои силы, в будущее, увлекает достижимостью того, что кажется совершенно невозможным. Сказка сказывается, и людей постепенно покидает усталость, они забывают о горестях своих, на душе становится легко и весело.
В давние-давние времена, когда еще люди не знали грамоты и не умели писать, они передавали свои знания из уст в уста. Самым желанным гостем любого тоя был жыршы – сказитель. Послушать его интересные и поучительные истории собирались все – от мала до велика. Истории, в которых реальность смешивалась с выдуманными событиями, стали называть сказками.
Сказки – замечательный образец устного поэтического творчества казахского народа. В них отражались традиции и обычаи степного кочевника.
Молодые люди – герои казахских волшебных сказок – встречают на своем пути ужасных чудовищ и непреодолимые препятствия. Они даже оказываются в подземном мире – Ер-Тостик, Нан-батыр, Абдрахман-патша… Временно умирают, а потом воскресают с помощью чудесных снадобий и сверхъестественных существ – Еркем-Айдар, Абдрахман-патша… Выходят невредимыми из дома, охваченного огнем – Куникей, живущая под солнцем…
Много в казахских сказках волшебных существ: это чудесная птица Самрук, говорящие животные и даже насекомые… Эти персонажи «кочуют» из сказки в сказку. Названия сказок и имена персонажей могут быть разными, а сюжеты похожими.
«Одним из главных и, пожалуй, одним из самых любимых персонажей казахских народных сказок был и, несомненно, остается батыр Ер-Тостик. Помните, как Ер-Тостик, преодолев все мыслимые и немыслимые преграды, попал в подземное царство и оказался перед огромным деревом, символизирующим начало жизни?
2. Работа по сказке
Понравилась ли вам сказка? Давайте докажем, что сказка волшебная.
Признаки волшебной сказки: (работа в тетрадях)
(ученики зачитывают ответы)
Составление схемы «Какой Ер-Тостик?»
Казахских сказок множество и обо всех рассказать очень сложно. В этом случае нас выручают книги. На выставке собраны волшебные, бытовые, сказки про животных. Все они раскрывают сущность казахского народа, его мировоззрение, отношение к жизни. И как любая книга, сказка учит. Чему учит?
(каждый ученик называет по одному предложению)
Вывод:
Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.
Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.
Сказка учит не судить о людях по внешнему виду.
Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.
Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр.
Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.
И, главное, сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.
Но самое главное, чему учит нас сказка – оставаться в душе ребёнком, а значит, чуть-чуть Волшебником.
4. Подведение итога урока:
Интересны казахские сказки? Возникло ли у вас желание прочитать другие казахские сказки?
5.Д/задание: прочитать любую сказку об Алдаре Косе
6. Рефлексия.
- Чем мы занимались на уроке?
- Всё ли было понятно на уроке?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?