Современные школьники, изучая всемирную историю и историю Казахстана, знакомятся с событиями, предметами прошлого, людьми, действовавшими в этот период. Знание и понимание учащимися исторического процесса не должно носить хаотичный характер. Здесь необходима определенная система подачи знаний.
Исторические знания имеют определенную структуру. Они состоят из представлений и понятий. Ввиду специфики предмета исторической науки, когда произошедшие события невозможно наблюдать и нельзя воспроизвести, на первый план выходит необходимость формирования представлений о каком-то факте, имевшем место в развитии человеческого общества. Исторические представления создаются:
1. О фактах прошлого
2. Об историческом времени
3. Об историческом пространстве
Исторические представления о фактах прошлого охватывают все стороны жизни общества (материальная, социально-политическая жизнь, исторические деятели, события военной истории, историко-культурная жизнь). При формировании представлений об историческом времени важно научиться соотносить факт и определенный период времени, показывать длительность и последовательность событий и явлений. Отнесение определенных исторических событий к конкретному месту действия, локализация событий способствует созданию представлений об историческом пространстве.
Формирование понятий происходит на основе представлений. Следует обратить внимание, что у детей в одном классе могут быть разные исторические представления, но «понятия, отражающие существенные признаки и связи исторический фактов, должны формироваться у всех учеников одинаковыми, определенными»
Исторические понятия делятся на:
1. Частноисторические
2. Общеисторические
3. Социологические
Частноисторические понятия отражают факты, характерные и специфичные для определенного периода истории отдельных стран (например: улус, сфинкс, смерд, шаньюй и др.). Общеисторические понятия характерны для определенного этапа развития человеческого общества (каган, ярлык и др.). Социологические понятия – понятия, отражающие связи и закономерности исторического процесса, характерные для нескольких или всех этапов развития Homo sapiens (кочевой способ производства, средства производства и др.)
Да соглашусь и добавлю:Работа с понятиями и терминами является важной составляющей на каждом уроке истории, обществознания, поэтому необходимо осуществлять проверку не знания учениками терминов, а умения их применять. Сегодня можно найти соответствующие задания в базе заданий ГИА, а можно разработать самостоятельно.С этой целью можно использовать разнообразные приемы работы с понятиями и терминами, например1:1."Четвертый лишний" (исключить одно слово из четырех, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три).2. "Продолжи ряд" (написаны два-три слова, ученик угадывает принцип (основание), по которому они подобраны, и демонстрирует свое понимание подбором подходящего слова).3. С проверяемым термином надо составить предложение (или – с определенным количеством терминов составить рассказ). Проверяется уместность употребления слова, понимание контекста.4. Среди предложенных фраз с проверяемыми терминами ученик должен найти неверные, зачеркнуть их, либо маркировать разными цветами.5. Самостоятельное составление кроссворда. Самый простой вид кроссворда: одно слово по вертикали, остальные – по горизонтали отходят от него параллельно друг другу. Тот же прием – составление чайнворда (последняя буква первого слова есть первая буква второго); ученики могут соревноваться, у кого получится длиннее цепочка или занятнее фигура, которую сделали из этой цепочки.6. Дается текст с пропусками терминов, под ним - список понятий, их надо вставить в нужное место текста (варианты: список избыточный, надо отобрать подходящие слова, или слова даются в именительном падеже, и их при необходимости надо склонять, менять окончание, пр.)7. Установление иерархии: среди предложенных слов ученик должен отобрать указанное учителем число наиболее важных в данной теме, и объяснить свой выбор.8. Распределение: дается список понятий, имен, названий, надо распределить их по группам однородных слов.
Отлично