Групповое обучение предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению.
Но при организации работы в группе на первоначальном этапе я столкнулась с трудностями:
- значительные временные затраты, очень трудно уложиться в 45минут урока;
- соблюдение правил коммуникации, учащиеся предпочитают завершить, дополнить работу своей группы, а не выслушивать других;
- объективное оценивание работы каждого учащегося.
Уважаемые коллеги, сталкивались ли вы с подобными затруднениями? Как вы их преодолевали?
1. Для того, чтобы уложиться во временные рамки - разрабатываю рабочие листы каждому учащемуся, а в группе они могут друг другу помогать, но в конце урока каждый сдает свою работу.
2. Вывешиваю на доске правила работы в группе перед началом рботы, и чтобы не допускать подобного можно после ответа одного из учеников спросить следующего: "Маша, все ли правильно сказал Петя?", "Витя, как можно дополнить ответ Маши, чтоб он оказался более развернутым?", "Римма, приведи свои примеры в доказательство того, о чем говорил Витя?", Егор, если бы ты был против точкизрениявысказанной Риммой, какие бы ты привел доказательства в пользу своей точки зрения?" и т.д.
3. У каждого свой рабочий лист - тогда в чем проблема? Определяем в начале урока нормы -критерии 5,4,3 и т.д. Просим ребят самим поставить себе оценки по количеству выполненных заданий, потом сами проверяем и выставляем отметку.
Добрый вечер, Оля! Работа в группах отрабатывается со временем, потом уже и дети привыкают к ритму работы в группах. Мы сначала тоже не могли уложиться в урок, сейчас получается. Для этого четко отрабатывается задание, определяется время выполнения, определяются роли, вырабатываются критерии оценивания работы, Ученикам нравится такой подход, чувствуют себя более свободно, выражая свои мысли, нравится четкость оценивания, взаимосотрудничество и взаимопомощь. Одним словом, их устраивает колаборативная среда, которая обычно создается при работе в группах.
Большое спасибо, я ввожу листы оценивания когда задание дано всей группе. Например в течении 10 минут изучить и представить каким образом океаны влияют на климат. И при такой работе часть учащихся активно начинает работать, а часть остаётся в стороне. Отследить работу каждого ребёнка учителю, практически невозможно. Тогда начинают работать "наблюдатели" с листами оценивания.
Я согласна с высказываниями. Для решения этих проблем необходимо время. Если групповая форма используется систематически, то учащиеся привыкают соблюдать правила, начинают расчитывать время. Ещё быстрее будет результат, если помимо Вас групповые формы обучения будут использовать другие учителя.
Присоединяюсь, коллеги, к вашим мнениям. Система организации групповой формы работы на уроках отрабатывается постепенно. Ведь сами факты доказывают, что этот процесс поэтапный: сначала мы в большей степени акцентируем внимание на развитии навыков социального взаимодействия, а уж затем на навыках совместного решения проблем. И чем раньше, с начальных классов, и почти на всех предметах мы научим учащихся приемам групповой работы, тем эффективнее будет результат
Для того чтобы групповая форма работы на уроке была эффективна, необходимо планировать урок так , чтобы задания были дифференцированные.Тогда можно применять и взаимопомощь и листы самооценивания и взаимооценивания.
Для того чтобы все члены группы успешно и активно сотрудничали друг с другом, необходимо создать условия для позитивной зависимости. Позитивная взаимозависимость возникает тогда, когда для того, чтобы добиться успеха, каждый член группы нуждается в остальных ее членах. Работа каждго члена микрогруппы должна быть выгодна как для него самого, так и для остальных ребят и всей группы в целом. Создать позитивную взаимозависимость можно разными способами, но в любом случае членов группы должно объединять нечто общее.
Коллеги, у меня вопрос: как вы формируете группы? По желанию учащихся, учителя? Группы постоянного или сменного состава?
Я тоже считаю, что умение работать в группе, необходимо развивать уже в начальном звене. Поэтому на свои коучинг-сессии всегда старалась привлечь учителей начальных классов. Сейчас мы обсуждаем проблемы развития критического мышление, и не тронули ещё групповые формы работы. Однако учителя начальных классов заинтересовались темой и предлагают проследить приемственную связь.
Многие педагоги-исследователи доказали, что учащиеся обучаются эффективнее при активном участии в процессе обучения. Педагоги утверждают, что, независимо от предмета, ученики, работающие в небольших группах, как правило, больше узнают о том, что преподается и сохраняют дольше полученные в результате знания, нежели ту же самую информацию, представленную в других учебных форматах. Ученики, которые работают в коллаборативных группах, также кажутся более удовлетворенными своими знаниями.А это уже я выявила на собственном опыте.
Так как я нахожусь на начальном этапе использования групповой формы работы, то пока формирую группы постоянного состава. Зная особенности детей, я их собрала в наиболее эффективные группы (на мой взгляд). Однако как только мы преодолеем первые трудности, начну вводить группы сменного состава.
Ирина Валентиновна, меня заинтересовало ваше высказывание о "позитивной зависимости". Я использую приём "мозайка", начинаю постепенно вводить "роли" в группе. Уважаемые коллеги, каким образом Вы создаёте "позитивную зависимость"?
Очень актуальные вопросы, вы рассматриваете. Самое главное это попробовать разные формы организации групповой работы и тогда вы выберете именно ту, которая даст вам наиболее высокий результат.
Коллеги, у меня вопрос: как вы формируете группы? По желанию учащихся, учителя? Группы постоянного или сменного состава?
Способов сформировать группы множество. Это может быть и вопрос (В 1 группу отправляются те, у кого есть 1 домашний питомец, во 2 группу - у кого есть 2 питомца, в 3 группу -более двух, в 4 - нет ни одного), могут быть песни (разрезаем слова любимых песен, каждый выбирает листок, а затем включаем музыку и , когда человек слышит свою песню, садится за определенный стол), цифры (раздаем на входе в кабинет цифры, кто вытащил 1 - садится за 1 стол и .тд.)... Главное Ваше творчество....
Мне кажется, что сначала лучше использовать постоянные группы, а, когда ребята привыкнут к групповой работе, можно сменного. Хотя ,все индивидуально ,все зависит от класса и отношений между детьми.
Способов сформировать группы множество. Это может быть и вопрос (В 1 группу отправляются те, у кого есть 1 домашний питомец, во 2 группу - у кого есть 2 питомца, в 3 группу -более двух, в 4 - нет ни одного), могут быть песни (разрезаем слова любимых песен, каждый выбирает листок, а затем включаем музыку и , когда человек слышит свою песню, садится за определенный стол), цифры (раздаем на входе в кабинет цифры, кто вытащил 1 - садится за 1 стол и .тд.)... Главное Ваше творчество....
Мне кажется, что сначала лучше использовать постоянные группы, а, когда ребята привыкнут к групповой работе, можно сменного. Хотя ,все индивидуально ,все зависит от класса и отношений между детьми.
В группе перед учениками ставится единная позновательная задача, для решения которой необходимы объединения усилий всех членов группы и их взаимодействие. Именно в этом заключается эффективность такой формы обучения
Групповую форму работы я использую очень давно. Раньше группы формировали ученики. Объединялись они, в основном, по личным симпатиям или по степени знания предмета. Сильные с сильными, а слабых никто в группу брать не хотел, они от безысходности формировали свою группу. Либо по принципу соседства, т.е. стоящие рядом две парты - это одна группа и т.д. Сейчас использую группы сменного состава и делю их по принципу "цветные палочки" или рассчитаясь по номерам от 1 до 4, затем первых в одну группу, вторых во вторую и т.д. Группы сменного состава более эффективные. Собираются разноуровневые ученики и вот там уже идет процесс взаимообучения. Сильные, оказываясь в одних условиях со слабыми, работают вместе и в процессе выполнения работы их обучают. Слабым ученикам тоже такое деление нравится, у них появляется возможность получить более высокую оценку, работая с сильными.
Топтық жұмыс арқылы оқушылардың ойы еркін айтылады. Тәлім алушының сабағында В оқушы айтады мен бұрын өз пікірімді айтуға ұялатынмын . Қазір ұялмаймын дейді. Бұл топтық , жұптық жұмыстың арқасы деп ойлаймын . Ал сіздер ше.
Групповая работа достаточно эффективна, но применять её на каждом уроке математики, считаю не целесообразным.
Как объективно оценить работу каждого ученика в группе?
Наталья ! Оқушыларды топтық жұмыста бағалау үшін бағалау парақшасын қолдану қажет.
Как правило, основное затруднение педагога при организации групповой работы – как распределить время. Опыт показывает, что если вводную часть взять по времени за единицу, то основная часть должна быть в шесть раз больше по времени, а заключительная часть – в два раза больше вводной. Лучше всего планирование групповой работы начинать с последнего этапа.
-последовательность планирования времени на групповую работу
-определяем, сколько групп будет работать;
-подсчитываем, сколько времени нужно будет каждой группе отвести на итоговый отчет, суммируем это время и добавляем к нему время на дополнительную информацию педагога и пару минут на возможные организационные нестыковки и заминки;
-полученную сумму делим на два – это и есть единица групповой работы, пусть у вас получилось n минут;
- n + 6n + 2n = 9n – время, которое вы потратите на групповую работу с таким количеством групп и таким объемом заданий;
-если это время больше, чем время занятия (а такое бывает очень часто), то нужно позаботиться о том, чтобы снизить число групп или уменьшить время на итоговые отчеты (уменьшить объем заданий для работы в группах).
Халил, спасибо за интересный и практичный совет по расчету времени. Постараюсь им воспользоваться.
Мне нравиться работать в группах. Раньше формировала группы по дифференцированному принципу. Сильные, средние , слабые. Никто не надеялся, что кто-то что-то за них будет делать. теперь чаще группы формируем случайным способом: расчитываем на 1-2..., соседи по парте и другие, меняем принципы деления и это тоже работает, хотя находятся ученики. которые пытаются отсидется за чужой спиной -находим механизмы воздействия на них. Это смена ролей в группах( в течении всей работы), это ненавязчивое наблюдение за ними и вопросы к таким ученикам -включаются. Хуже с критерием оценивания -дети чаще всего не хотят кого-нибудь обидеть и у них все хорошо. Как вы оцениваете группы?
Пока сложно, выработали критерии, рубрики, сделали лист наблюдений. Наблюдатели работают в группе, но старшие сразу поняли как работать, даже комментарии успевают записать, а с семиклассниками проблемно. Планирую потратить время, снять на камеру работу одной группы и разобрать как делать записи по наблюдениям за работой. Если после этого не получится - будем дальше думать.
Самое сложное в организации групповой работы - это распределение времени, поэтому делю детей на группы заранее ( на перемене, в конце предыдущего урока). При сменном составе групп работа результативнее: раскрываются даже те ребята, которые раньше отмалчивались, либо выезжали за счет более активных и сильных. Сложнее оценить работу. Каковы критерии оценивания: тема раскрыта полностью/ не полностью, цель достигнута/ не достигнута или все же учесть степень участия ребенка в ходе работы (активен/пассивен)? И еще как часто должна использоваться групповая работа?
А я столкнулась с проблемой, что группы, сформированные жеребьевкой не всегда удачны. В группе могут оказаться ученики, которые постоянно делят лидерство, или безучастные к процессу, с низкой мотивацией. Так как тема моей практики - повышение мотивации, после проведенных анкетирований, определила детей с разными видами мотиваций, теперь составила группы с учетом данных анкетирования. Постаралась, чтобы в одну группу попадали дети с различными мотивационными характеристиками. Т.е., чтобы не оказались два высокоммуникативных и эмоциональных ученика, тогда продуктивной работы, как правило, не получается. Пока группы будут постоянного состава, как только привыкнут и отработают ролевые функции, буду постепенно менять состав групп.
Татьяна, я согласна с Вами, что жеребьёвка действительно может привести к тому что группа может оказаться не совсем работоспособная, однако это учит, по-моему мнению, находить общий язык учащимся и взаимодействовать с различными людьми. Даже если этот урок не получился, ученики могут сделать выводы и корректировать своё поведение в следующий раз
Ряснянская Наталья, я использую индивидуальные рабочие листы и мои дети знают, что каждый получит оценку за свою работу в итоге.
Оценивать можно не только выполнение заданий, но и многое другое - я использую
Оценку навыков сотрудничества в группе
Самооценку моей работы в группе
Оценку работы моей группы
через листы оценивания, один из них на фото (нашла в Интернете).
Листы оценивания важны в групповой работе. Только необходимо подобрать наиболее эффективный, который бы давал объективную информацию, обратную связь, да ещё не требовал много времени.
Ольга бағалау парағы әрине қажет сіздің ойыңызбен қосыламын. Пікіріңізге көп рахмет!
Я делила учащихся на группы по- разному: жеребьевкой ,по дифференцированному принципу, даже по желанию. Мне кажется, что когда группы формируются случайным способом, то и работа в них более продуктивна.Они не знают с кем будут работать на следующем уроке. Поэтому будут готовиться к нему добросовестно, не надеясь на других.Были и такие группы , где попадались учащиеся только с низкой мотивацией. Ничего, работали не хуже ,чем другие группы.А вот с оцениванием - пока проблема.2 класс-тяжеловато.Завышают оценки,хоть есть критерии.Стараюсь работать и над этой проблемой.Есть и другие трудности в работе, но надеюсь со временем станет легче!!
Самоценивание и взаимооценивание групповой работы можно проводить используя разработанные совместно с учениками критерии оценки, а иногда еще и дескрипторы.
Часто сталкиваюсь с такой ситуацией, где ученик ни при каких уговорах не хочет работать в этом составе группы. Считает себя слишком умной по сравнению с другими
Я тоже сталкиваюсь часто с такими ситуациями. На первом уроке девочка сказала , что попала в группу с одними дураками и работать не будет.Я попросила дать объяснение своему высказыванию. Выслушав ее,постаралась донести до всех,что каждый из них одаренный в какой-нибудь области и может принести пользу в работе группы.Или снимаю урок.Девочка плачет.Ее не слушают и не дают быть спикером.Пришлось опять вмешаться.Выяснилось, что она сама никого не хочет слышать.Пришлось провести беседу о правилах работы в группах.В начальных классах ,мне кажется, эту проблему решить проще, чем в старших.
Я тоже 5 классе испытываю затруднения в работе в группах. Хоть использую нетрудные задания для деления. Но уч-ся хотят все время быть в группе со своими друзьями и слабые остаются в стороне . и слабая группа не успевают делать задания