Изменения в мировой экономике, породившие необходимость приспособления к конкурентной экономической среде, обострили проблемы качества образования, поскольку «образовательный интеллект» населения рассматривается важнейшим стратегическим ресурсом государства.
Социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.
В Послании народу Глава государства Н.А.Назарбаев выделил: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни». Уважаемые коллеги, а как вы на своих уроках развиваете компетентности учащихся? Какие приемы и методы работы используете? Как отбираете задания?
Я считаю, что развитию функциональной грамотности очень способствует интеграция предметов и использование межпредемтных связей. В моем случае это математика и информатика.
Еще один известный всем прием- использование на уроках метода проектов. Особенно метод совместных проектов. Активно использую на информатике. Считаю, что огромное значение имеет то, как мы определяем цели обучения.
О развитии функциональной грамотности действительно много говорят и пишут. Мы в начальных классах учим ребят "добывать" информацию не только из текста (прочитай - запомни- повтори). Школьники с первого класса учатся проводить анализ и классифицировать самые разнообразные объекты (фигуры, числа, слова и т.п.). Эти умения позволят в последующем умело работать с различными видами информации (текстовыми, графическими...)
Наша школа работает над проектом: "Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения", где дети знакомятся и работают со сплошными и несплошными текстами.
Елена, подскажите, пожалуйста, где можно изучить эту проблему подробнее (теория, практические наработки, результаты). Как внедрение этого проекта изменило процесс обучения?
Наталья, мне очень понравилась статья
Спасибо большое за ссылку.
Вот ссылка: http://worldofteacher.com/1162-123.html
Очень важный документ: " Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016"
Умения учебной деятельности не могут быть сформированы до и вне процесса обучения. Поэтому одна из целевых функций обучения любому предмету в школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности.
Я соглашусь с Ольгой. Межпредметные связи, интеграция предметов способствует развитию функциональной грамотности. В моем случае - это также математика и информатика.
Добрый вечер, коллеги. На мой взгляд, основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Вы наверное обратили внимание, что компоненты функциональной грамотности перекликаются с таксономией учебных целей по Б. Блуму и связаны с жизненными ценностями и личным опытом. Здесь можно предложить метафору, помогающую осознать модель формирования и развития функциональной грамотности, где дерево – функционально грамотная личность. Лейка – учитель. Вода – педагогические технологии . Плоды (яблочки) – ключевые компетенции. Так я вижу )))
Мне кажется, что если дети видят необходимость знаний или умений - они будут для него интересны и он сможет сегодня или завтра ими воспользоваться в жизни. Успешно функционировать посредствам этих знаний или умений - показать пример этой успешности нашим ученикам - это наверное и есть функциональная грамотность.
Очень интересно было наблюдать за учащимися 9-го класса на прошлом уроке алгебры. Урок как раз проводился с применением заданий на функциональную грамотность. Заключительный урок по теме "Прогрессия" , благо подборка задач у меня достаточно большая! Каково же было удивление, когда с такими задачами лучше справлялись ребята успевающее средне, а вот наши "умнички" почему-то срезались.