Функциональная грамотность - это способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
Функциональная грамотность - это способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
Проанализированы представления о функциональной грамотности учащихся, ставшие популярными после участия России в международном тестировании PISA. Показано, что функциональная грамотность отражает утилитарные представления об адаптации к социальным условиями и не может рассматриваться как одна из основных целевых установок обучения. Приведены результаты измерения функциональной грамотности учащихся 9-х классов гимназии №42 г. Барнаула. Сделан вывод о том, что естественно-научное направление обучения в сравнении с гуманитарным оказывает более благоприятное, влияние на результаты тестирования в рамках заданий, предлагавшихся международными организациями.
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-gramotnost-uchaschihsya-predstavleniya-kriticheskiy-analiz-izmerenie#ixzz3yCV9PSmm
Основой высокого уровня математического образования на разных ступенях обучения является математическая грамотность подрастающего поколения. Поэтому обеспечение математической грамотности школьников является первоочередной задачей в деле обеспечения добротности школьного математического образования. Под математической грамотностью понимается способность учащихся: · распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики; · формировать эти проблемы на языке математики; · решать эти проблемы, используя математические факты и методы; · анализировать и использовать математические методы решения; · интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; · формулировать и записывать результаты решения. Почему же, зачастую, учащиеся имеющие оценку «4» и «5» испытывают затруднения при решении нестандартных задач? Как помочь ребенку развить функциональную грамотность? Развивать функциональную грамотность учащихся мы можем, применяя групповые формы работы. Работая в группе, учащиеся учатся слышать и слушать своего соседа по парте. Это хорошо прослеживается на уроке, если использовать стратегии «Карусель», «Микрофон», «Шляпы мышления», «Защита проекта», «Аквариум», «Ярмарка», «Пресс» и т.д. К примеру, как используется нами на уроках стратегия «Кубик» (алгебра 8 класс). Опиши: Опиши свойства квадратичной функции Сравни: В чём сходство и различие квадратичной и кубической функции? Проанализируй: Какие именно свойства помогают наглядно представить график? Проассоциируй: Как ты запоминаешь как строятся функции у=ах2+n, y= а(х+n)2? С чем ассоциируются у тебя эти правила? Примени: В чем ты видишь особенность применения способа упрощения квадратичного выражения до полного квадрата? Приведи «за» и «против»: Нужен ли алгоритм построения квадратичной функции или все- таки по точкам легче построить график функции и только тогда проводить исследование? На основе обратной связи и рефлексии можно отметить, что учащиеся за короткий промежуток времени вспомнили 3 темы предыдущих уроков и по цепочки связали их, разобрав, что одна тема облегчает понимание другой. Организовывая уроки в групповой форме, наблюдая за учениками, хочется отметить, во - первых, произошло сплочение гимназистов, во - вторых, у учащихся развивается критическое мышление, и, в - третьих, создается чувство здоровой конкуренции, каждой группе хотелось быть лучше всех.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф.Г. есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Елбасы Н.Назарбаев 2012 жылғы 27 қаңтардағы «Әлеуметтік-экономикалық жаңғырту – Қазақстан дамуының басты бағыты» атты Қазақстан халқына Жолдауында мектеп оқушыларының функционалдық сауаттылығын дамытуға баса назар аударған. Бұл мұғалімдерге жүктелген деп ойлаймын. Қазақ тілі мен әдебиеті пәнінен оқушылардың функционалдық сауаттылығын қалыптастырудың педагогикалық негіздері дегенде, ең алдымен, оқушылар меңгеруі тиіс деп танылған қазақ тілінен берілетін білім мазмұны, қазақ тілін ана тілі ретінде оқуы арқылы оқушылардың тілдің коммуникатитивтік қызметін меңгеруі арқылы өзін-өзі тануы, тілдік санасы жетіліп, тілдік тұлға ретінде қалыптасуына игі ықпал ететін педагогикалық заңдылықтар қарастырылады. Оқудағы функционалдық сауаттылық - әр түрлі типтегі мәтіндерді (ақпараттарды) ойлау және түсіну қабілеті. Оқушылардың жазбаша мәтіндерді ұғына оқу қабілеттілігі және оларға рефлексия, олардың мазмұнын өз мақсаттарына қол жеткізу үшін қолдануы, білімдері мен дағдыларын қоғамның белсенді өміріне араласуы үшін дамытуы. Оқу сауаттылығы тапсырмаларын әзірлеумен айналысатын бес аспектке: ақпарат іздеу, қол жеткізу және алу; кеңінен түсінуді қалыптастыру; интерпретациялауды дамыту; мәтін мазмұнын көрсету және бағалау; мәтін нысанын көрсету және бағалауды жатқызар едім.