kz ru en

Авторизация


Проведение открытых уроков через применение подхода LESSON STUDY

Профессиональное развитие учителя – это одно из условий повышения эффективности учебного процесса. Использование различных стратегий обучения в учебной деятельности позволяет ему формировать новые компетентности, знания и опыт в их применении. «Учителя нуждаются в разнообразном арсенале стратегий обучения, в предоставлении им возможностей для комбинирования различных подходов».

С целью поддержки и дальнейшего развития полученных результатов в преподавании и обучении, учителя проводят открытые уроки. Полученная рефлексия от учащихся, учителей и администрации на открытом уроке дает им понимание того, какие методы и стратегии будут наиболее эффективны.

Реформирование системы образования, внедрение новых подходов в учебный процесс побуждает учителя структурировать содержание открытого урока «для достижения эффективности использования каждого конкретного метода и стратегии», что позволит ему представить учителям полученные знания о том, как происходит обучение.

Применяемый в школьной практике традиционный открытый урок не дает полного представления об учебном процессе, так как его нельзя оценить с точки зрения динамики деятельности учащихся, изменения качества процесса урока и развития учителя. Присутствующие видят то, что им показывает учитель, который опирается на свой собственный опыт, трансформируя эксплицитные (явные) знания. Они не всегда подтверждают эффективность использованных в учебном процессе стратегий, при этом развивают у присутствующих на уроке понимание урока и навыки наблюдения.

Отсюда следует вывод о том, что современный открытый урок должен представлять некую совершенную модель, адаптированную и интегрированную в учебный процесс, дающую учителям полные знания о том, как происходит обучение.

Очень интересным, на наш взгляд, является технология проведения открытых уроков через применение подхода Lesson Study. Данный подход является более эффективным в получении имплицитных знаний (опыта), поскольку он развивает у учителей компетентностную рефлексию, понимание урока и навыков наблюдения. Такой урок можно назвать «исследовательским» открытым уроком. Он отличается от традиционного урока тем, что данному открытому уроку предшествуют еще два проведенных урока, согласованных по целям и содержанию с учителями-единомышленниками. Такая форма организации совместной деятельности будет иметь ряд преимуществ.

Открытый урок, смоделированный группой учителей, действительно можно будет представить как урок «открытий», так как этот урок будет третий из подготовленных и проведенных уроков. В процессе проведения уроковможно будет проследить положительную динамику качества структуры урока, деятельностную рефлексию учащихся (интервьюирование провести после первого урока и на третьем уроке, наблюдение за учащимися высокого, среднего и низкого уровня также провести на первом и третьем уроке, что позволит сделать сравнительный анализ и отследить динамику). Такая форма проведения открытого урока позволит решить следующие задачи:

демонстрация полученных учителем новых знаний и пониманий в проведении уроков;

формирование навыков наблюдения;

саморазвитие учителей (предложения и комментарии учителей при обсуждении проведенных уроков, корректировка хода урока становится инструментом профессионального развития учителя).

Проведенные обобщающие уроки по данной технологии с применением подхода Lesson Study в ШЛ №101показали свою эффективность для использования в школьной практике. Использование подхода Lesson Study через открытые уроки математики и физической культуры   позволило учителям получить понимание в проведении урока «исследования» и выйти на более качественный продукт в виде результатов представленных на открытом уроке.

Так, на уроках математики в 9 «б» классе подход Lessоn Study был применен учителем математики Ревякиной Т. М. для повышения результативности работы учащихся в группах и стимулировании «совместного мышления» при решении задач.

«Исследование урока» через совместное планирование и проведение, наблюдение за учащимися в процессе урока и интервьюирование их после урока позволило получить полную научную информацию об учебном процессе и деятельности учащихся [1, с.101]. Третий урок был представлен как урок «открытый», с приглашением учителей математики и администрации школы.

    Полученные учителями новые знания стали достоянием для их обобщения и представления всем учителям, заинтересованным в данных исследованиях.

На уроках физической культуры в 6 «в» классе подход Lesson Study был использован учителем физической культуры Ревякиным А. Н. для подготовки открытого урока, ключевой идеей которого являлась следующая: «Как мы можем научить учащихся 6-х классов более эффективно использовать возможности диалога и элементов критериального оценивания для обучения верхней передаче мяча с места?» Данный открытый урок был представлен учителям физической культуры Карагандинской области при проведении с ними лабораторно-практических занятий в рамках проведения курсов повышения квалификации учителей.

На уроках физической культуры в 3 «б» классе, учитель физической культуры Молдабаев М.Р.совместно с учителями, исследовали возможность применения казахской национальной  игры «Асыки» на уроках для развития физических качеств (ловкость,  быстрота, точность, концентрация внимания). Полученные результаты дали учителям  понимание применения  казахской национальной игры «Асыки» в учебном процессе в разделе программы: «Национальные игры». Проведенные обобщающие уроки в следующем учебном году  позволили усовершенствовать методику проведения занятий и получить новые знания в применении подготовительных игр к игре «Асык». В дальнейшем учителями физической культуры были подготовлены методические рекомендации и обобщен опыт на городском семинаре учителей физической культуры.

По результатам рефлексии проведенных открытых уроков с применением подхода Lesson Study можно увидеть что изменения, произошедшие после применения данного подхода на практике, являются конструктивными. Отсюда следует несколько выводов.

Во-первых, такая форма организации открытого урока позволяет учителям творчески подходить к составлению заданий для учащихся, что повышает его эффективность и школьную культуру.

Во-вторых, на уроке создается коллаборативная среда, которая позволяет учащимся при взаимодействии формировать новые понимания.

В-третьих, учителя получают знания о том, как происходит обучение. Собранные данные являются достаточным доказательством в поддержку применения подхода Lesson Study при подготовке открытого урока.

4
20

Комментарии (4)

Зубочкина Елена,
Преподаватель

Спасибо, что поделились своим опытом! Приятно удивлена, что учителя физической культуры участвуют в исследовании урока!

Цемох Светлана,
Преподаватель

Спасибо, за сотрудничество.Приятно наблюдать  за успехами других.

Ревякин Анатолий,
Преподаватель

Светлана, спасибо.Да,  сотрудничество способствует профессиональному развитию учителя!

Ревякин Анатолий,
Преподаватель

Елена, спасибо за комментарий.