Все виды оценивания, а формативное оценивание в особенности, предполагают использование тщательно разработанных критериев для организации оценивания работ/ работы учащихся. Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии способствуют объективации оценивания.
Основой для разработки критериев оценки учебных достижений учащихся являются учебные цели. Критерии могут быть подготовлены учителем или с участием учащихся. Совместная разработка критериев (учитель – учащийся) позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата. При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока. Критерии, разработанные для оценивания промежуточных работ (формативное оценивание), должны описывать и оценивать только то, что заявлено в цели.
Примерные процедуры совместной (учитель – учащиеся) разработки критериев
1. Объявите учащимся цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.
2. Попросите каждого учащегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.
3. Запишите на доске критерии, предложенные учащимися.
4. Убедитесь, что все учащиеся поняли предложенные критерии.
5. Расположите критерии по степени важности.
6. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии.
7. Если предполагается выставление отметки, определите количественное вы- ражение (баллы) каждого критерия или произведите его градацию (разбив- ку на уровни выполнения задания).
В дальнейшем работы учащихся необходимо оценивать только в соответствии с разработанными критериями. Содержание критериев должно быть понятным учащимся и родителям, т.е. изложено понятным и доступным языком. Критерии оценки необходимо довести до сведения учащихся (расположить на стендах, на учебной доске, в рабочей тетради учащихся). Критерии помогают учащимся более объективно оценивать качество собственной работы. Умение оценивать на основе критериев остается с человеком на всю жизнь.
Помните: знакомить учащихся с критериями оценки необходимо перед выполнением задания. Эффективно разработанные критерии оценки и их градация ясно демонстрируют учащимся, что и как будет оцениваться, а также служат хорошим руководством для учащихся в процессе выполнения работы. Градация критериев – это описание различных уровней достижения ожидаемого результата. Чем конкретнее представлены критерии оценки, тем лучше учащийся будет понимать, что ему нужно сделать для успешного выполнения задания