1.Что такое ключевая идея как фокус для исследования?
Учителя физической культуры, проводящие уроки с применением подхода Lesson Study, должны уметь определять не только конкретные образовательные цели и задачи, но и ключевую идею исследования, новый подход, с помощью которого будет решаться существующая проблема в учебной деятельности учащихся. Она, как правило, формулируется в виде вопроса. Так при проведении уроков физической культуры с применением подхода Lesson Study в 3-4-х классах по теме урока: «Казахская национальная игра «Асық» ключевая идея была представлена: «Как мы можем научить учащихся 3-х классов более эффективно использовать возможности казахской национальной игры «Асық» на уроках физкультуры, для развития физических качеств (ловкость, быстрота, точность, концентрация внимания)?». В 6 «в» классе по теме урока: «Ловля и передача мяча двумя руками от груди, от плеча и из-за головы на месте и в движении» тему исследования учителя определили: «Как мы можем научить учащихся 6-х классов более эффективно использовать возможности диалога и элементов критериального оценивания для обучения верхней передаче мяча с места?»
Согласовывая ключевую идею будущих уроков, учителя должны ответить на многие вопросы для себя. «Зачем я буду использовать данный подход?». «Почему существующие подходы не эффективны?». «Как мне изменить существующую проблему?». «Что мне необходимо предпринять для изменения существующей ситуации?». Поэтому следующим этапом совместного планирования учителями уроков будет изучение исследовательской литературы.
2.Изучение исследовательской литературы.
Что мы будем изучать? Конечно – же, необходимо изучить специальную литературу по данному вопросу. Учителям предстоит кропотливая работа по сбору необходимой информации для моделирования содержания урока, заданий, инструментария, выбора форм и методов работы. Для обобщения всей необходимой информации учителям предстоит запланировать несколько встреч для планирования. Сколько их будет – это зависит от учителей, совместно организующих подготовку к уроку. Критерием эффективности будет служить качественный продукт совместной деятельности, в виде законченного плана проведения занятий с выдержанными требованиями подхода Lesson study.
3.Определение учителями класса для «исследования» и кандидатуры трех «исследуемых» учеников, представителей 3-х уровней: высокого, среднего и ниже среднего (низкого).
Класс для исследования определяют учителя самостоятельно, аргументируя свой выбор существующими зонами западания в учебном процессе данного класса. C целью повышения эффективности качества обучения, учителя разрабатывают и совершенствуют новый подход в учебном процессе. Не исключается и такая ситуация, когда исследование в данном классе или параллели классов инициирует администрация школы и предлагает учителям, работающим в данных классах изучить ситуацию и найти пути решения для ее устранения.
Учитывая то, что в классе есть учащиеся имеющие разные уровни физической подготовленности, важно понимать насколько предлагаемые задания и упражнения на уроке соответствуют уровню подготовленности учеников. Учителя должны при составлении заданий прописывать ожидаемые результаты учащихся. Научность данного подхода, подтверждающая ее эффективность, будет выражаться в сборе достоверных данных об учении ученика в процессе урока и после него при проведении интервьюирования исследуемых учащихся.